Служба исследований портала НГС.РАБОТА выяснила: каждый пятый новосибирец ненавидит свою работу — 37 % опрошенных работой просто недовольны, а 21 % респондентов уже уверены в ненависти. Однако нелюбовью к труду могут похвастаться не только сибиряки. Исследование, проведенное при участии Британского кардиологического фонда, выявило аналогичный факт: более трети работающих британцев хотели бы уволиться, так как ненавидят работу, считая ее источником стресса. О том, что лежит в основе ненависти и какие последствия ждут тех, кто изо дня в день получает дозу отравления трудовыми буднями, узнала корреспондент НГС.РАБОТА.
Глас народа
Что может не устраивать людей на рабочем месте? Причин, ведущих к ненависти, много. Начиная от фатальной ошибки в выборе профессии и заканчивая неудачно расположенным офисным столом. Специалисты выделили основные.
Коммуникации в коллективе. «Как можно любить работу, если у тебя начальник самодур, а коллеги — скандалистки, которые постоянно чем-то недовольны? — рассуждает офис-менеджер Татьяна. — Эту работу я нашла в период сокращений 2008 года, согласившись на нее по принципу: на кризисном безрыбье и рак рыба. Вроде бы я ко всему привыкла, но… В понедельник прямо с утра я начинаю мечтать о пятнице, а ровно в 18:00 вылетаю из офиса как пуля».
Нарушение сферы коммуникации — самая распространенная причина нелюбви к работе, — замечает психолог, руководитель центра «Мы вместе» Юлия Карагодина. «Работа в коллективе требует умения обозначать свою позицию, выстраивать границы. Человек, не умеющий этого делать, склонен терпеть и копить отрицательные эмоции. Напряжение постепенно нарастает и приводит к ненависти», — поясняет психолог.
Ошибка в выборе специальности. «Когда я заканчивал школу, мама сказала: только в юридический, будешь уважаемым человеком с приличной специальностью, — рассказывает менеджер продаж Иван. — Я в детстве рисовал и надеялся поступить в архитектурную академию. Но родители были уверены: рисование — это хобби. Профессия должна быть серьезной. С помощью репетиторов я кое-как подготовился для поступления, окончил вуз. Но работу по специальности не нашел: выпускника без опыта как специалиста не воспринимают. Зато взяли менеджером продаж. Хожу на работу, как на каторгу, — продавать мне не нравится. Пять дней в неделю я терплю этот стресс. А по выходным — лечу его алкоголем».
По наблюдению коуча Сергея Белова, почти половина участников тренингов по целеполаганию отзываются о своей работе негативно: «Пока люди молодые, они думают: все впереди, главное закончить институт, а там разберемся. А в 30 лет начинают задаваться вопросом — как найти свое предназначение.
Полстраны юристов и полстраны экономистов, которые по специальности не работают: выучились и пошли «куда взяли». Потом приходят на консультацию и говорят: «Я десять лет в продажах. И чувствую, что это не мое».
Депрессия. «Последние два года моя жизнь катится под откос. Развод с мужем отражается на всем, что я делаю, — описывает свое состояние педагог Ольга. — Просыпаюсь уже в плохом настроении. На работу вообще не хочу, мотивации нет никакой. В школе не расслабишься: подростки выматывают и добавляют отрицательных эмоций в общую картину мира. Понимаю, что нужно что-то менять, но сил и смелости на перемены у меня нет. Зачеркиваю дни текущего учебного года в ожидании летнего отпуска, когда можно будет забыть про все и уехать на дачу».
«Это явление называется перенос, — поясняет психолог Юлия Карагодина. — Когда не ладится в личной жизни, негатив и напряжение с болезненных отношений может переноситься на все, в том числе и на работу. Если личные проблемы никак не решаются, человек становится тотально недоволен всем». И начинает сливать свое напряжение там, где это безопасно, например, раздражаясь на коллег и подчиненных.
Плакали, кололись, но продолжали есть кактус
Есть такой анекдот:
— Представь, я своим подчиненным уже полгода зарплату не плачу, а они всё ходят на работу и ходят!
— Ну так бери плату за вход.
В этой шутке есть очевидный факт: даже если работа ничего хорошего не дает, большинство все равно встают и идут на «свое место» как запрограммированные. Это так называемая зона комфорта. Именно «зона» крепко держит человека на месте. «Звучит красиво, но на самом деле никакая она не комфортная, — разъясняет Юлия Карагодина. —
По сути это болото, в котором плохо, но привычно. Процесса жизни нет, зато можно не шевелиться, не прилагать усилий и не рисковать жить».
В итоге жизнь течет от случая до случая. От выходных до выходных, от отпуска до отпуска: моментами-вспышками. А между вспышками — провал.
«Все боятся перемен, — соглашается Сергей Белов. — Потому что придется менять себя. Самая трудная работа — работа над собой. Есть такое утешительное понятие: стабильность. Хожу на работу через силу и получаю маленькую зарплату. Зато стабильно».
К чему это приводит
Последствия от ежедневной ненависти к работе могут быть серьезными. Однажды вы замечаете: уровень неудовлетворенности и стресса стал бытовым, ежедневным. Вы привыкли к нему и воспринимаете как норму. «Это может грозить потерей смысла жизни, — резюмирует Юлия Карагодина. — Формируется состояние выученной беспомощности. Человек начинает чувствовать себя бессильным и беспомощным везде. И перестает видеть выход. Состояние это достаточно опасное: можно довести себя до депрессии и психосоматического заболевания, в том числе и тяжелого».
За пределами болота
Для тех, кто осознал, что он и есть тот самый «каждый пятый», специалисты предлагают систему по выходу из зоны. «Первое — поставить себе цель: чего я хочу, — рассказывает Сергей Белов. — Затем описать свою идеальную работу. И проанализировать все свои ресурсы: какие есть знания, умения и навыки. Потом составить список того, что окружающие отмечают как ваши преимущества. А еще ответить на вопрос: какую работу вы стали бы выполнять, даже если бы вам не платили».
Затем коуч советует начать исследовать мир за пределами зоны комфорта, наметив пробные шаги в направлении желанной деятельности. Однако резко бросать старое и уходить в никуда не стоит. «Начните в качестве тренировки проходить собеседования на ту позицию, о которой мечтаете и налаживать связи с нужными людьми.
Яркий пример: у меня в подчинении был грузчик-водитель. Однажды его лишили прав. Я предложил ему заняться продажами. Он начал работать продавцом-консультантом. Через несколько месяцев стал одним из лучших продавцов, вдохновился, захотел большего — стал ходить на собеседования на позицию повыше. И однажды так удачно прошел одно из них, что был принят директором филиала. Отработав несколько лет директором, открыл свой мебельный бизнес».
Фото depositphotos.com