Новосибирский бизнес живет в условиях самоизоляции уже почти месяц, но правила игры в них, похоже, никто до сих пор не знает. Компании, пытаясь сохранить свой бизнес, вслепую нащупывают границы дозволенного. За последнюю неделю в Новосибирске начали потихоньку работать магазины по продаже обуви, одежды, бытовой техники и вообще всего, что горожане ещё готовы покупать. Не отстают и рестораторы. В погожий день в центре можно уже и пиццу съесть, и пива выпить. Насколько это законно, пока никто толком не знает.
Антисептик как индульгенция
Введение ограничений для торговли и общепита с самого начала сопровождалось недомолвками и возможностью разных трактовок. В самом первом постановлении областного правительства не было однозначного запрета работы для торговых центров и магазинов непродовольственных товаров. Была лишь рекомендация, к которой прислушался, пожалуй, только ТЦ МЕГА. Все остальные объекты пришлось закрывать буквально в ручном режиме.
Когда с торговыми центрами более или менее разобрались, то встал вопрос об отдельных магазинах. В новых правилах исключение было сделано для торговых точек, торгующих товарами гигиены. В результате, например, огромный магазин «Дочки-сыночки», в котором можно купить всё — от обуви и велосипедов до кукол и развивающих игр — продолжает работать. Просто потому, что среди товаров там есть памперсы и детское питание.
Поняв, что этот нехитрый лайфхак действует, и другие ритейлеры начали обзаводиться предметами гигиены. И здесь им большую помощь оказал имевшийся поначалу дефицит антисептика и масок. Теперь любая торговая точка, введя эти товары в ассортимент, автоматически получает право возобновить работу. И пусть 100-граммовая бутылочка из смеси изопропилового спирта, воды и глицерина стоит 250 рублей (и, прямо скажем, не пользуется ажиотажным спросом), условие о наличии в магазине товаров, разрешенных к продаже, соблюдено.
В результате сегодня в городе работают уже магазины всех основных типов. На проспекте Маркса, например, в понедельник вечером были открыты пять точек с обувью. Доступны для покупателя и гипермаркеты «Планета Обуви и Одежды». Один из них, например, занимает в ГУМе целый этаж. Чтобы соблюсти приличия, на входе в ТЦ у посетителя замеряют температуру бесконтактным термометром и просят обработать руки антисептиком. Покупателей, конечно, поменьше, чем бывало здесь до эпидемии. Но ощущения пустоты точно нет.
Процесс «самооткрытия» идёт, конечно, непросто. Чиновники регулярно отчитываются о проведенных проверках и выписанных штрафах. Среди нарушителей, например, оказался один из залов сети Extreme Fitness, что стало живым воплощением появившейся накануне шутки про «фитнес-притон», который накрыл полицейский рейд.
Рестораны наизнанку
Свой путь к клиентам сквозь частокол запретов пытаются найти и рестораторы. Особенно сейчас, когда на улице уже достаточно тепло и публика (которая все равно не особенно самоизолировалась) хочет, как раньше, присесть куда-то перекусить и выпить кофе.
С обслуживанием в зале всё понятно — оно запрещено. Но если клиент купил, например, пиццу или лапшу в коробочке и сел на лавочку рядом с заведением, то администратор уже рискует. Так, управляющему кофейни «Чашка кофе» на Ленина выписали штраф в 50 тысяч рублей только за то, что здесь на летнюю веранду выносили шезлонги, и люди на них с удовольствием садились. Теперь это пространство отделено красной лентой.
При этом в ресторанном дворике за гостиницей «Центральная» можно и поесть, и выпить пива. Вечерами здесь собирается немало людей. Формального нарушения здесь нет — вся торговля ведётся на вынос. Претензии можно предъявить разве что к не самоизолировавшимся горожанам. По крайней мере, пока. Владелец одного из расположенных в центре баров признает, что ходит по тонкому льду.
— Мы убрали все стулья внутри, но наливаем в одноразовые стаканы пиво, так что человек может выйти с ним и стать рядом с заведением. Но это — на его страх и риск. Пару раз полицейские уже уводили у нас гостей. Правда, потом отпускали.
Ещё один тонкий момент — продажа алкоголя (то есть напитков крепче пяти градусов). Рестораны, которые специализировались на продаже вина, сейчас предлагают клиентам доставлять его вместе со своими блюдами. Однако здесь возникает юридический казус.
Как пояснили в мэрии, фактически такая деятельность является нарушением. Чиновники опираются на два документа. В статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определено, что продажа алкоголя в предприятии общественного питания допускается только на условиях, что и выпит этот алкоголь будет на месте. На практике это означает, что ресторан не может продать бутылку, не открыв её в зале. Однако постановление губернатора Новосибирской области от 27.03.2020 № 43 с 28 марта 2020 года однозначно запрещает любое обслуживание в зале. Таким образом, даже работавший до этого трюк, когда бутылку в зале торжественно открывают, а потом закрывают и отдают клиенту, здесь уже не работает. Единственным полностью законным выходом для предприятия общепита может быть существование при нем магазина с отдельным юридическим лицом и отдельной кассой.
Сейчас главный вопрос рестораторов — разрешат ли им хотя бы веранды. По идее, это открытое пространство, продуваемое потоками воздуха, где опасность передачи инфекции не выше, чем на оживленных улицах города и в общественном транспорте. Часть клиентов, возможно, даже готова будет есть там не из тарелок, а из коробок и емкостей для торговли на вынос. Чтобы уж не заставлять чиновников принимать новые документы.
Что еще почитать про выживающих бизнесменов?
НГС поговорил с бизнесменом Алексеем Носковым, который сильно пострадал из-за коронавирусного кризиса. Его доход за апрель равен нулю. Тем не менее мужчина не унывает и честно признается, что не стесняется встать за прилавок в магазине. Вот его история.
А еще на НГС есть специальная рубрика «Антикризис», где мы публикуем информацию о мерах поддержки.
НГС ищет вдохновляющие истории. Вы остались без работы, но нашли интересный выход из ситуации? Вы быстро перепрофилировались и освоили новую профессию? Или вы — бизнесмен, придумавший, как спасти свой бизнес в такие непростые времена? Напишите нашему журналисту в WhatsApp или Telegram на номер +7 982 781–74–07.