В Новосибирске резко выросло число угонов автомобилей. По данным полиции, за 8 месяцев 2015 года в Новосибирской области зафиксировано 687 автокраж, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Помимо этого, на черном авторынке произошло много интересного: Новосибирск наводнили «гастролеры» из Москвы, снизилась популярность седана «Тойота Королла» и «Мерседесов», но подскочил преступный спрос на «Лэнд Крузеры» и автомобили марки «Мазда». Что и как часто угоняют в Новосибирске в 2015 году, в чём причина изменений предпочтений угонщиков и как защитить свою машину — разбирался корреспондент НГС.АВТО.
Статистика полиции
Согласно данным ГУВД по Новосибирской области, за 8 месяцев 2015 года в регионе было совершено 687 автокраж, что на 36,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост практически полностью обеспечил Новосибирск, так как в районах области количество таких преступлений выросло всего лишь на 2 %. При этом раскрыто было лишь 16,8 % автокраж — на 9 % меньше, чем за 8 месяцев 2014 года. Однако число преступлений по статье «Угон» (так называемый «угон без цели хищения») снизилось на 12,9 %, до 705 случаев (по городу снижение 16 %). Раскрываемость здесь в разы выше — за 8 месяцев она выросла и составила 69,3 % (в Новосибирске — 55 %, по области — 86 %).
По мнению старшего менеджера компании «Цезарь Сателлит Новосибирск» Игоря Арганова, рост числа автокраж в 2015 году может быть обусловлен двумя причинами: «Во-первых, это кризисные явления в экономике — многих уволили с работы, люди выходят на улицы и ищут другой вид заработка. Во-вторых, в 2015 году в Новосибирск и другие регионы Сибири хлынули "специалисты" из европейской части России, в частности из Москвы и Санкт-Петербурга. Преступники видят здесь перспективу, ведь по сравнению с европейской частью России здесь многие автовладельцы привыкли экономить на безопасности машин. Многие ограничиваются примитивными сигнализациями».
«Короллы» поднадоели
По данным «Автостата», самыми угоняемыми марками автомобилей в 2015 году в Новосибирске стали Toyota (287 шт.) и LADA (200 шт.). Они лидируют с огромным отрывом — на третьем месте Nissan с показателем 32 авто. Среди моделей лидером по популярности у угонщиков остается Toyota Corolla (62 шт.), а за ней идут «Жигули-шестерка» (54 шт.) и Toyota Camry (46 шт.).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошли любопытные изменения. Если «спрос» на «Лады» остался почти на прежнем уровне
то количество угнанных «Тойот» выросло на 31 %. Интересно, что этот рост обеспечила не Corolla — ее показатель остался на прошлогоднем уровне. Зато более активно пошли «заказы» на Land Cruiser (рост с 7 до 23 штук, +228 %), Camry (с 24 до 46 штук, +90 %) и RAV4 (с 23 до 43 шт., +87 %).
Но не стоит думать, что показатели выросли только у «Тойоты». Судя по данным «Автостата», в 2015 году новосибирские угонщики открыли для себя марку Mazda — рост составил 82 % (с 11 до 20 шт.). Также по сравнению с 8 месяцами 2014 года было украдено больше автомобилей Mitsubishi (11 против 7 шт.).
Зато владельцам «Мерседесов» можно вздохнуть спокойно: и без того скромный показатель в 15 штук упал в этом году до 9 штук (–40 %). Также угонщики слегка охладели к «Хондам» (26 шт., –18 %).
Где моя «Мазда», чувак?
По мнению Игоря Арганова, повышенный спрос на марку Mazda может быть связан с дороговизной запчастей этой марки. «Несколько лет назад очень хорошо продавался седан Mazda 3. Оригинальные запчасти — дорогие, на разборах такого не найдешь. Именно эта модель, насколько я знаю, и стала самой интересной для преступников в 2015 году», — рассуждает эксперт.
Генеральный директор компании «Угона.Нет — Новосибирск» Эдуард Ермоленко предположил, что рост показателей марки Mazda связан с тем, что владельцы популярной модели CX-5 возлагают слишком большие надежды на штатные системы бесключевого доступа. «Владелец с ключом приближается к машине, система опознает чип по беспроводной связи и открывает двери. Угонщики берут два чемодана со специальным высокотехнологичным оборудованием — один стоит у машины, а второй следует за владельцем. Второй считывает сигнал чипа и посылает первому, система принимает его за своего и открывает дверь. Нажимай кнопку "Старт" и езжай», — описал типичную ситуацию эксперт. Напомним, что Mazda CX-5 — это среднеразмерный кроссовер, конкурент Toyota RAV4 стоимостью от 1,2 млн руб.
Сигнал SOS
Многие водители убеждены, что не существует автомобилей, которые невозможно угнать, и что любую противоугонную систему можно взломать. Это действительно так, но не стоит забывать, что главным ценным ресурсом угонщика является время. Чем больше расчетное время на обезвреживание охранных систем авто и чем менее комфортные для этого условия (освещение, наличие камер), тем меньше вероятность, что преступник выберет именно вашу машину. Ему легче найти аналогичное ликвидное авто, с которым будет меньше «геморроя». В этом смысле хорошим, хоть и не дешевым, решением являются комплексы из противоугонных устройств с разным принципом действия.
По словам Эдуарда Ермоленко из компании «Угона.Нет», оптимальный защитный комплекс для современного автомобиля состоит из диалоговой сигнализации (от 15 тыс. руб. с установкой) и замка капота (7,5 тыс. с установкой). Также можно добавить блокиратор рулевого вала (от 8,5 тыс. с установкой) и GSM-маяк (около 3 тыс. руб.). Также эксперт рассказал, что на некоторых современных системах есть функция «Активная защита» — непрерывная связь автомобиля с сервером через беспроводной интернет. Как только связь теряется, идет тревожный сигнал. Это помогает вовремя обнаружить, что преступник «глушит» сигнализацию или проводит другие подобные манипуляции. Кроме того, г-н Ермоленко посоветовал присмотреться к присутствующей в некоторых новых системах функции «SOS», которая при нажатии кнопки на брелоке посылает тревожное сообщение с координатами на телефон доверенному лицу. Это может пригодиться при ДТП или во внештатной ситуации, например при угрозе со стороны преступников.
Марк Волков
Фото depositphotos.com