23 января ГАИ опубликовала статистику аварий с водителями-«новичками» за 2011 год. Число ДТП по их вине, а также количество пострадавших в таких авариях выросло по сравнению с прошлым годом. Однако ситуация выглядит вполне оптимистично по сравнению с 2009 годом, когда неопытные водители поставили своеобразный рекорд по количеству аварий и тяжести их последствий. В ГИБДД признают — качество обучения в новосибирских автошколах упало в угоду удобству клиентов и снижению ценника. При этом инспекторы, равно как и специалисты по безаварийному вождению, спешат защитить новичков за рулем, указывая на более опасную категорию новосибирских водителей.
Справка: Согласно данным УГИБДД по НСО, в 2011 году первое место по числу водителей-новичков, чьи действия стали причиной ДТП, занимает автошкола «Автолицей» (33 чел. на 13 филиалов). На втором месте — «Фаворит» (26 чел. на 25 филиалов), а в пятерку самых аварийных попали также «Бердская автошкола», «Автолюкс» и «Мегаполис». По итогам 2010 года первое место также занимал «Автолицей» (61 чел.), на втором был «Фаворит» (24 чел.), а в пятерку входили «РОСТО», «Мегаполис» и «Автолайн».
Полицейская статистика гласит, что по вине водителей со стажем менее 2 лет в 2011 году произошло 291 ДТП — на 9 случаев больше, чем в 2010 году, и на 25 случаев меньше, чем в 2009-м. Аналогичная ситуация с числом пострадавших в таких авариях — 376 человек (больше, чем в 2010-м, но меньше, чем в 2009-м). На протяжении трех лет практически не меняется ситуация по количеству погибших (32 чел. в 2011-м) и по доле таких аварий в общем количестве ДТП на дорогах области (около 11 %). Осталась прежней и доля водителей со стажем менее 1 года в общем числе «двухлеток» (75–76 %).
Напомним, что в предыдущие годы число впервые выданных прав категории В составляло порядка 40 тыс.
Инспектор по пропаганде УГИБДД по НСО Сергей Щекотин рассказал, что в ГАИ анализируют качество подготовки в автошколах в процессе принятия экзаменов. Основной показатель — доля обучающихся, сдавших с первого раза. Чем он выше, тем подготовка лучше. Два-три года назад эта доля составляла 20–22 %, а по итогам 2011 года — 18 %.
«Нередко в автошколах готовят не водителя, а человека, готового к сдаче экзаменов. Как правило, все положенные 50 часов практического вождения не выдаются. К сожалению, встречается такое, что клиент вполне может договориться с автошколой и на 2 часа вождения, приведя аргумент «водить я и так умею». Сокращаются часы по медицинской подготовке и техсостоянию автомобиля. Некоторые пытаются таким образом сократить стоимость курса обучения. Сокращения часов обучения являются нарушением закона.
Еще одна проблема. Если автошкола, скажем, находится в Кировском районе, то и ездит курсант с инструктором по Кировскому району. А когда посылают сдавать в Калининский, у людей паника», — рассказывает специалист.
Цены на обучение вождению на категорию B в новосибирских автошколах колеблются от 15 тыс. до 18 тыс. руб. за 100 часов теории и 50 часов вождения. Некоторые компании предлагают выучиться по акции за 13 тыс. и даже за 12 тыс. руб. Ситуация практически никак не поменялась с середины 2011 года, а по сравнению с 2010 годом снизилась только верхняя ценовая планка с 23 тыс. до 18 тыс. руб.
В ГИБДД признают, что аварийность водителей-новичков нельзя связывать только с автошколой, в которой они учились, так как правила нарушают и те, кто их хорошо знает.
По данным г-на Щекотина, в Новосибирске группой риска являются водители со стажем до 5 лет. В том числе и те, кто уже водит 3–4 года и не считает себя новичком.
«Такие люди чаще решаются на рискованные маневры — перестроение без предупреждения, обгон по встречной полосе движения и прочее. Если говорить о гендерных различиях, то женщины заметно реже становятся виновницами смертельных аварий. Видимо, в том числе и по причине того, что реже превышают скорость», — убежден инспектор.
Защитить неопытных водителей от клейма главного бича новосибирских дорог поспешил и старший преподаватель центра контраварийного вождения «Формула движения» Евгений Беседин: «В большинстве своем водители-новички побаиваются делать какие-то рискованные маневры на дороге. Решаются на опасное вождение водители со стажем от 5 до 10 лет, чувствующие себя уверенно за рулем. Особенно это касается возрастной категории от 25 до 35 лет, которой свойственна определенная легкомысленность на дороге».
Марк Волков
Фото thinkstockphotos.com