«Я поддерживаю своего ребенка, вникаю в его интересы, общаюсь с ним каждый день… а он реагирует неадекватно»
Довольно регулярно встреча с родителями подростка начинается с подобного диалога:
— Я поддерживаю своего ребенка, вникаю в его интересы, общаюсь с ним каждый день… а он реагирует неадекватно: то дверью со злостью хлопает, то делает вид, что меня нет. Сил уже никаких нет.
— А как именно вы поддерживаете своего ребенка, интересуетесь его жизнью, какие слова для этого используете?
— Ну… «Как дела?» — спрашиваю…
Повторяемость этого диалога позволила сформулировать гипотезу о том, что фраза «Как дела?» имеет разный смысл для детей и их родителей. На параллели 9-х классов (104 письменных работы) я провела мини-сочинение «Смысл фразы «Как дела?» и получила довольно любопытные ответы:
1. Примерно 80 % отвечавших считают, что в эту фразу заложен контроль: «Как дела?» = «Отчитайся немедля!». «Как дела?» = «Что ты сегодня получил?».
2. Около 10–15 % подростков отмечают формальный характер фразы. Каждый родитель должен пообщаться со своим подростком. Поэтому пароль: «Как дела?» — отзыв: «Нормально». У родителя остается ощущение, что он выполнил свой родительский долг, у ребенка — что он соответствует ожиданиям.
3. В нескольких работах фраза обозначалась как маркер неблагополучия — если меня об этом спрашивают, значит, я выгляжу как-то не так, — или как зачин неприятного разговора.
4. Единичными были ответы, указывающие на искренний интерес собеседника: если мама спрашивает, как у меня дела, значит, у нее есть время поболтать со мной.
Родители (по результатам опроса на родительском сайте) склонны отрицать значение контроля в этой фразе: если я спрашиваю, как дела, значит, мне на самом деле интересны именно текущие дела ребенка! Это вполне закономерно, потому что признание, что фразой «как дела» осуществляется контроль, равнозначно признанию «я манипулирую своим ребенком».
Дети более тонко различают смысловые оттенки фразы, проявляют готовность их пояснять и расшифровывать.
Частое использование фразы «как дела?» в контролирующих целях вытесняет из нее смысл искреннего интереса к делам ребенка. Фраза становится конфликтогеном, на который ребенок реагирует соответственно — так, как он привык реагировать на конфликтогены: кто-то агрессивно, кто-то пассивно-игнорирующе.
Что с этим делать? Более вдумчиво подходить к осознанию собственных родительских намерений и более точно подбирать слова, оптимально подходящие для выражения именно этого намерения, а не какого-то другого.
Фото thinkstockphotos.com