В «Универсаме» на Ленина уже демонтировали оборудование — владелец решил сделать в здании магазина большой фуд-корт. Сейчас это превращение трудно себе представить, но многочисленные примеры из прошлого убедительно доказывают, что если произошедшие изменения соответствуют реальным потребностям людей, то люди эти очень быстро привыкают к новому состоянию привычных объектов и мест. Мы решили вспомнить наиболее заметные магазины и торговые центры прошлого, которые навсегда стали частью городской истории.
Самый свежий пример колоссальных перемен, случившихся с большим и знаковым объектом, — Центральный рынок. Хотя основные два корпуса этого торгово-развлекательного с недавних пор комплекса достались рынку еще с советских времен, за годы капитализма они так обросли пристройками и дополнительными павильонами, что сегодня на фото советского периода рынок уже сразу можно и не узнать.
Между тем когда-то внутри действительно не было ничего, кроме стационарных, отделанных крупным белым кафелем прилавков, за которыми стояли не всегда приветливые продавцы мяса и фруктов с их неизменными большими механическими весами с двумя поверхностями разного размера по бокам: одна — для товара, другая — для гирек. Павильоны соединял стеклянный переход, в котором не было ничего, как ничего не было и между самими павильонами.
Торговля во дворе велась с открытых прилавков с навесами — никаких сооружений, в большом количестве появившихся за последние тридцать лет, там не было. Ну и, конечно же, никому в голову не пришло бы тогда устраивать в этом дворе парковку — львиная доля покупателей приезжали сюда на общественном транспорте или приходили пешком.
Здание на площади Ленина внешне изменилось не сильно, но вот наполнение за годы его существования претерпело уже несколько волн изменений. Изначально тут были большой универмаг и гостиница. В период «развитого социализма» основным жителем здания стал ресторанный комплекс, который частенько называли ЦК. В нем были большой ресторан, кафе-мороженое и кулинария, а на первом этаже — там, где сейчас работает сетевой магазин косметики, — покупателей встречало просторное фойе с гардеробом, где посетители могли оставить верхнюю одежду. В ресторанах советский человек в среднем бывал, пожалуй, даже реже, чем в театре, так что отношение к такому мероприятию было серьезное.
Сегодня в помещениях, которые занимал один ЦК, работает пять заведений, большой магазин и офис крупного застройщика, обслуживая, как можно предположить, раз в десять больше людей, чем это было советский период. Но советскому человеку и ходить по магазинам было некогда — он должен был заниматься строительством коммунизма в отдельно взятой стране.
В здании Облпотребсоюза, построенном примерно в тот же период, первоначально располагался большой универмаг, но старожилы Новосибирска могут помнить работавший здесь в последние пару десятилетий советской власти Дом книги. Магазин с высоченными потолками занимал весь первый этаж (кроме помещения, где по-прежнему работает универсам) и делился на две половины центральным входом. С конца 1990-х здесь работают предприятия общепита, а недавно открылся магазин-кафе «ЖизньМарт».
С правой стороны от входа торговали собственно книгами, от беллетристики до научных монографий, а слева были собраны сопутствующие товары: карты, репродукции картин, канцелярские товары и сувениры. В Доме книги, кстати, был довольно широкий выбор литературы на иностранных языках, которая выходила в СССР приличными тиражами. Потому что граждане страны советов должны были иметь возможность (если придется) убедить в преимуществах социалистического пути развития находящихся под воздействием капиталистической пропаганды рабочих и крестьян капиталистических стран на их родном языке.
Магазин «Золотой колос», занимавший весь первый этаж конторы Текстильсиндиката со стороны улицы Ленина, заставшие его жители города до сих пор вспоминают с теплотой. Воспоминания эти, если смотреть правде в глаза, больше навеяны запахами свежей сдобы, которые неслись из подвала (там находился кондитерский цех). Сам магазин по теперешним меркам выглядел довольно чудно.
По периметру пустого пространства, не занятого ничем, кроме периодически выстраивавшихся очередей, стояли отделы с хлебом, конфетами и тортами. Чтобы сделать покупку, нужно было сначала взвесить купленное в отделе, получить бумажку с ценой, встать в новую очередь в кассу, заплатить деньги и уже с чеком идти за товаром. Отдельно в стороне находился буфет, где можно было выпить чаю или кофе из стеклянного граненого стакана с пирожным или бутербродом.
Магазин просуществовал до середины 2000-х, умудрившись к моменту закрытия стать безнадежно убыточным, несмотря на низкую ставку аренды. Сегодня на месте этого одного магазина и кондитерского цеха работают четыре довольно крупных заведения, которые не жалуются на востребованность у публики. Но старожилам нет-нет да померещится запах свежеиспеченных бисквитов, который когда-то мучал прохожих, спешащих утром на работу.
Еще один известный новосибирский магазин со сладостями, «Золотой ключик», запахами не манил, но покупателей здесь тоже хватало. Именно здесь можно было найти самый большой выбор конфет, печенья, а также в меньшей степени пирожных и тортов, которые в принципе были доступны в городе в свободной продаже.
«Золотой ключик» начал утрачивать актуальность еще в 1990-е, когда в страну потек кондитерский импорт, да и продукция предприятий из других регионов стала более доступна. В начале 1990-х именно здесь (правда, в подвале) открылся первый в городе частный супермаркет — на его месте давно работает «Галерея вин». С другой стороны, уже на первом этаже заработал в свое время первый частный магазин бытовой электроники «Ивена».
С приходом эры супермаркетов места «Ключику» на рынке не осталось вовсе. Площади магазина давно уже поделены между разномастными периодически меняющимися арендаторами.
Огромное помещение в самом конце проспекта Карла Маркса в советские времена занимал большой гастроном. Продуктовых магазинов самообслуживания в Новосибирске тогда было немного, и уже одно это выделяло его из общего ряда. А в левобережной части города он и вовсе был едва ли не единственным. В 1990-е здесь открылся самый крупный супермаркет сети «Бриз» из Кемерова — еще до появления в городе магазинов «Холидея», «Горожанок» и прочих первопроходцев сетевого ритейла.
Но владельцы сети охладели к розничной торговле, сосредоточившись на ресторанном бизнесе, и после закрытия «Бриза» помещение долго или вовсе не использовалось, или в нем работал какой-то невнятный набор из разномастных отделов. Так продолжалось, пока площадку не взяли свои руки создатели фитнес-клуба Edge. И теперь вместо унылых пыльных витрин прохожих встречают два этажа успешных горожан, чьи спортивные тела смутно просматриваются сквозь тонированные окна. Другим (не успешным) здешний абонемент вряд ли будет по карману.
Словосочетание «Дом быта» давно превратилось в городской топоним, смысл которого горожанам младше 25 лет понять будет непросто. Сейчас ведь большинство пришедших в негодность вещей проще выбросить и купить новые, чем чинить. В советские же времена дома быта были в любом мало-мальски крупном городе. Здесь не только занимались самым разным ремонтом (от ботинок до телевизоров), но и шили одежду и головные уборы на заказ, делали какие-то украшения для интерьера. В общем, место было популярное и востребованное.
Развитие торговли постепенно сделало услуги Дома быта ненужными, и здание заселили чиновники (нужность их в таком количестве — тоже вопрос дискуссионный). Тем же горожанам, которых судьба уберегла от необходимости хождения по управлениям и департаментам, это здание сегодня известно больше как ресторанный комплекс, где работает в общей сложности шесть заведений на любой кошелек и вкус: от столовой до паназиатского кафе.
Магазин «Уют» на улице Дуси Ковальчук когда-то занимал первые этажи аж двух длинных девятиэтажек. Для новосибирцев это была и ИКЕА, и «Эльдорадо» в одном флаконе, потому что здесь можно было купить все товары для дома, которые в принципе продавались в СССР свободно.
Появление новых магазинов и целых торговых сетей постепенно сделало «Уют» анахронизмом. В 2000-х одно из двух помещений заняла новосибирская сеть бытовой техники «Байт», что можно было считать некоторой преемственностью, но и он продержался тут недолго.
Сейчас практически всё пространство бывшего «Уюта» и даже часть подвала заняли магазины продуктов: здесь поместились супермаркеты четырех разных сетей, включая жесткого дискаунтера. ИКЕА, правда, с нами опять нет, но купить диван или телевизор теперь можно в куда более пространном списке мест.
Магазин «1000 мелочей» на Мичурина когда-то действительно предлагал всё, что могла предложить советская торговля для рукастых горожан: от шурупов и отверток до электроинструмента и кое-каких стройматериалов. Память о месте, которое могло помочь решить возможно даже больше, чем 1000 бытовых проблем, живет в некоторых горожанах до сих пор. Но развитие сетевой торговли оставило не у дел и «1000 мелочей» тоже. Сейчас его помещения занимают сетевой супермаркет и отделения банков. Лишь магазин небольшой корпусной мебели с числом «1000» на вывеске напоминает о былой славе этого места.
Превратившись в гастропространство, «Универсам» никуда не исчезнет, просто обретет новую жизнь. А вот кафе уйгурской кухни, проработавшее почти 35 лет на Вокзальной магистрали, закрылось навсегда. О его истории можно почитать в материале обозревателя НГС.