23 июня среда
СЕЙЧАС +10°С

Город безнадёги. Фоторепортаж из городка-призрака для нелегалов в лесу

Они живут в 15 хижинах с печками — и не понимают, почему их не любят и за что выгоняют из страны

Поделиться

15 семей поселились в хижинах, построенных из мусора, вдали от цивилизации 

15 семей поселились в хижинах, построенных из мусора, вдали от цивилизации 

Поделиться

На этой неделе полицейские задержали несколько десятков мигрантов, которые поселились в палаточном лагере в лесу под Новосибирском. 15 семей из Средней Азии отстроили себе целый городок, в котором живут с апреля. Оказалось, что многие находятся в России нелегально — а некоторых ловят уже не в первый раз, но они всё равно возвращаются. Мигранты недоумевают, почему русские их не любят, но другой жизни пока не знают. Корреспонденты НГС побывали в их «балаганах» и узнали, как живут в них люди и за что продолжают любить русских.

«Милиция приехала в четыре часа [утра], все спали, ОМОН был, — рассказывает глава поселения Баходур. На узбекском языке он объясняет своему товарищу Дастану про людей с камерами и диктофоном. — Паспорта милиция забрала. Все сонные были, все уставшие».

Баходура с Дастаном корреспонденты НГС встретили на дороге у железнодорожной станции Сады в паре километров от Оби. Это был единственный ориентир нелегального поселения, который указали в пресс-службе областной полиции. В руках у мигрантов — две пятилитровки с водой.

Поселение мигрантов спрятано за деревьями — его сложно заметить<br>

Поселение мигрантов спрятано за деревьями — его сложно заметить

Поделиться

«Вот мы воду несём из города. Рядом есть дачи — воды не дают нам, воду жалко давать им. Но ведь давать воду человеку — это очень благородная вещь, воду всегда давать надо, нуждающемуся человеку она жизнь даёт. Что сказали? Сказали: "Уходите". Люди разные, есть и вредные», — слова Баходура прервал гром, почти сразу после которого начался шумный ливень.

Для каждой семьи построили отдельный балаган — есть ещё отдельная хижина, которая выполняет функции бани 

Для каждой семьи построили отдельный балаган — есть ещё отдельная хижина, которая выполняет функции бани 

Поделиться

Мигранты обосновались посреди тихой лесополосы между Омским трактом и железной дорогой. Тишину прерывают лишь самолёты, взлетающие в Толмачёво, и раскаты грома. Лагерь состоит из пары десятков небольших хижин — балаганов, как называют их местные. Все сделаны из того, что мигрантам удалось найти на свалках и мусорках: куски брезента, брёвна, ковры, покрывала, полиэтиленовые плёнки, куски сайдинга и ломаные железобетонные плиты. В каждой хижине — простая печка из ржавых металлических бочек. 

К каждой хижине пристроили печку 

К каждой хижине пристроили печку 

Поделиться

В лагере живут 15 семей. По большей части это люли — цыгане из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Почти в каждой семье есть дети. «Я всё сам построил, здесь теперь и живём. По-нашему мы их балаганами называем», — говорит Баходур, открывая вход, завешанный ковром, в свой балаган.

Скромное жилище Баходура 

Скромное жилище Баходура 

Поделиться

Из узнаваемого внутри — постель и печка. Всё укрыто коврами, покрывалами или одеялами, так что выглядит колоритно и атмосферно. Внутри пахнет сыростью и пряностями — полчаса назад здесь готовили плов, а теперь те, кто остался в лагере, готовятся обедать. Сейчас народу мало — большинство работают в городе. На обед в хижину к Баходуру подтягиваются его коллеги и земляки. «У нас так принято, обедать вместе», — объясняет он и начинает рассказывать про простые традиции гостеприимства своего народа. В этот момент корреспонденты НГС заметили, что единственные сидят на мягкой постели. Остальные расположились на полу, вернее на земле, прикрытой брезентом и покрывалами.

Типичный обед в посёлке нелегалов 

Типичный обед в посёлке нелегалов 

Поделиться

Баходуру 46 лет, у него жена и восемь детей. Он вырос в Таджикистане, в молодости служил в советской армии в Магнитогорске. После армии выучился на шофёра, работал водителем. После развала Советского Союза объединяется с друзьями и родственниками и каждую весну приезжает в Россию на заработки. «Умет, доставай плов», — показывает Умету Баходур на печку. Сегодня на обед у них плов без мяса, пара банок с пресервами, покупной холодец и несколько буханок хлеба. Что-то умудряются покупать на заработанные со сдачи металла деньги, но в основном, говорят мигранты, им «помогают добрые люди». «Что-то находим на мусорке, в "Марии-Ра", "Пятёрочке". Еда нормальная, только чуть-чуть просроченная, но хорошая. Нам её отдают», — говорит Умет, уговаривая попробовать плов.

Еду мигранты готовят из того, что находят на мусорках у супермаркетов. Для них это «люди дают», а не «сами нашли» 

Еду мигранты готовят из того, что находят на мусорках у супермаркетов. Для них это «люди дают», а не «сами нашли» 

Поделиться

Обычно жители лагеря обедают группами: мужчины и женщины отдельно. А каждое воскресенье жители лагеря собираются вместе: поют песни под гитару, которую привезли с родины, играют в футбол в поле, а затем вместе готовят и едят плов. У некоторых есть телефоны с выходом в интернет, так что они почти свободно общаются по видеосвязи с друзьями и родственниками на родине.

По выходным мигранты отдыхают под гитару 

По выходным мигранты отдыхают под гитару 

Поделиться

За обедом жители посёлка вспоминают утро, когда к ним пришли полицейские. Говорят, всё прошло мирно, никого не трогали — просто забрали паспорта и попросили прийти в отделение. В пресс-службе областного ГУ МВД рассказали, что оперативники задержали 72 человека. На каждого составили протокол либо за нарушение правил въезда в Россию, либо за незаконную трудовую деятельность (статьи 18.8 и 18.10 КоАП РФ). Сами мигранты не понимают, за что у них забрали паспорта. По их словам, границу проходили как положено, со всеми документами, в стране находятся 45 дней при разрешённых трёх месяцах, а единственный способ заработка — сдача металлолома. Видимо, они и не догадываются, что каждого, скорее всего, ждёт денежный штраф и 5-летний запрет на въезд на территорию России. А может, они попросту не разобрали слова полицейских — из них по-русски хорошо понимает и говорит, хоть и с акцентом, только Баходур.

Посёлок мигрантов расположился в лесополосе 

Посёлок мигрантов расположился в лесополосе 

Поделиться

Запрета на въезд жители лагеря боятся больше всего и разводят руками, отвечая на вопрос о том, что делать дальше. «В нашей стране работы нету. У всех у нас семьи. Дают деньги — один денёк живёшь. Пошёл там, например, пять долларов американских заработал, на пять долларов что будешь делать? Так и живём: ходим в Россию, спасибо, что нас пускают, хоть немножко здесь зарабатываем. На квартиру денег нет, понимаешь, мы не можем её содержать — дорого. В месяц 5–6 тысяч откуда найдём мы? Разрешение на работу — 9 тысяч, у нас нет таких денег. <...> У меня восемь детей. Каждому надо хлеб, чай, еду, учиться — учебники, тетрадки», — жалуется Баходур. За сдачу металлолома ему удаётся выручить от 500 до 1000 рублей в день.

После дождя между хижинами — жуткая грязь 

После дождя между хижинами — жуткая грязь 

Поделиться

Мигранты признаются, что любят Россию и «благодарны Путину за то, что разрешает оставаться и работать», хоть и часто сталкиваются с грубостью от новосибирцев, особенно кондукторов в электричках. «Они настаивают, чтобы были конфликты, а мы не хотим конфликты делать. У нас билеты есть, по закону едем, с собой тележки есть, на которых железо возим. Я билет вчера брал, в коляске ничего не было, а кондуктор выгнал нас из вагона, высадил. Сказал, что надо платить за коляску, а денег не было у нас. Пришлось пешком идти», — рассказал Баходур. Вспоминая о жителях соседнего дачного посёлка, которые не дали ему набрать воды, Баходур назвал их разве что вредными.

Хижина простого мигранта 

Хижина простого мигранта 

Поделиться

«Люди разные, есть хорошие, есть плохие, но нации плохой нету, — размышляет Баходур, поглядывая время от времени на своих земляков, ловя их взгляд. — Наши родители, бабушки жили в Советском Союзе, Советский Союз обучал нас, были школы и училища, моя учительница была русской, она очень хорошая. Много русских там у нас и сейчас, также многие ездят в Россию зарабатывать. <...> У нас там очень хорошо живут чиновники, а простые люди — в глиняных домах. Кто-то может работать у частников, но все мы выживаем как можем. <...> Раньше мы были одной страной, а сейчас нет. Почему мы не можем жить вместе — этого я не понимаю».

Джайхун и Динара в своём уютном жилье, без кредитов и ипотек  

Джайхун и Динара в своём уютном жилье, без кредитов и ипотек  

Поделиться

После того как дождь стал тише, жители лагеря показали остальные жилища. Самые уютные — те, в которых живут семейные пары. Например, в этой живут Джайхун и Динара — они поженились два года назад. Внутри — чистота и порядок. Осматриваясь, забываешь, что по сути это лишь хижина, сооружённая из мусора и палок. В таких же палатках они организовали что-то вроде бани — в ней же и стирают одежду.

Типичная холостяцкая хижина 

Типичная холостяцкая хижина 

Поделиться

А в такой живут два холостяка. Один из них — Дастан. Ковров и покрывал уже меньше, как и красивых вещей. С собой, к слову, мигранты привозят с родины в основном лепёшки, а в качестве гостинцев увозят шоколад, конфеты и сгущёнку. Последнюю почему-то считают диковинкой.

Посёлок сложно заметить издалека

Посёлок сложно заметить издалека

Поделиться

«Паспорта забрали, наверное, нас могут оштрафовать за то, что ходим без прописки по Российской Федерации. Мы приехали в апреле — было очень холодно. Таджикистан — очень жаркая страна, а здесь выходили только до печки и обратно греться. Съели всё, что привезли с родины, — лепёшки сухие и рыбу брали. В милиции дали, куда идти в городе, в какое отделение, может, штраф возьмут, не знаю. Каждый не может штраф дать, денег нет даже на лекарства, кто болеет», — переводит Баходур слова Джайхуна.

Все, кто был в посёлке, проводили корреспондентов НГС до самой дороги 

Все, кто был в посёлке, проводили корреспондентов НГС до самой дороги 

Поделиться

Мигранты, которых вот-вот выдворят из страны, уверены, что живут с русскими в одной стране, даже несмотря на не всегда дружелюбное отношение к ним. А пока не чувствуют взаимности — селятся в таких лагерях по лесам, чтобы никому не мешать и не привлекать к себе внимания. Неподалёку от лагеря Баходура есть ещё несколько подобных, говорит он. «Общение для меня — самое главное. Каждая минута общения для меня дорога. Мы живём, общаемся, делим кусок хлеба между собой, а что нам ещё делить? Человеческое отношение очень важно. Так и живём», — заключил Баходур.

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...