NGS
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+14°

облачно, без осадков

ощущается как +11

4 м/c,

с-з.

749мм 59%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Дороги и транспорт На ладан дышит

На ладан дышит

Самый дешевый вид транспорта в Новосибирске оказался на грани разорения — чтобы его спасти, нужно уволить 400 человек и поднять тариф сразу на 5 рублей

Новые трамваи в Новосибирске

«Горэлектротранспорт» — это крупнейший муниципальный перевозчик, на долю которого приходится 20 % пассажирских перевозок на наземном транспорте. Из них троллейбус перевозит 13 % пассажиров, а трамвай — 6,2 %. В рабочие дни это 250 тыс. человек в день, в выходные — около 150.

Сегодня в Новосибирске на линию выходят 284 троллейбуса и 129 трамваев

Ежедневно в Новосибирске на линию выходят 284 троллейбуса и 129 трамваев, при этом срок службы у 77 трамваев и 186 троллейбусов уже превышен на 16 и 10 лет соответственно. Средний возраст новосибирского троллейбуса сейчас 19 лет, трамвая — более 25.

Ремонтная мастерская в Дзержинском троллейбусном депо

Однако проблема с подвижным составом — это лишь вершина айсберга. В Новосибирске больше трети трамвайных путей (50 км) находятся в аварийном состоянии, заявлял 25 апреля на совещании с депутатами городского совета директор МКП «ГЭТ» Евгений Жиратков. За последние пять лет капитально отремонтировали только 11 километров. «Непринятие мер по ремонту трамвайных путей может привести к закрытию движения на ул. Связистов, Волочаевская, Зыряновская уже в ближайшее время», — выразил опасения Жиратков.

Кроме того, в аварийном состоянии находится часть сооружений, например в Кировском троллейбусном депо недавно было обрушение, констатировал руководитель ГЭТ. Также никак не получается отладить работу с предпринимателями по размещению на опорах ГЭТ оптоволоконной связи, из-за чего предприятие лишается десятков миллионов рублей.

Трамваи на ул. Зыряновской

В убогом состоянии находится практически вся инфраструктура, вплоть до того, что на большей части конечных остановок нет никаких условий отдыха для водителей, даже туалетов.

В докладе по улучшению работы ГЭТ Жиратков отметил, что продолжается сотрудничество с «БКМ-Сибирь», на модернизацию вагонов в этом году запланировано потратить 200 млн руб. При этом предприятие планирует сократить больше 400 сотрудников (в общей сложности сейчас на предприятии работают около 3 тыс. человек).

Однако все это, признал директор МКП «ГЭТ», не спасет систему городского электротранспорта, если не повысить тариф для пассажиров. «Превышение расходной части над доходной в течение нескольких лет проходило в ряду несоответствия действующего тарифа на перевозку фактической себестоимости, — считает Жиратков. — В 2016 году фактическая себестоимость перевозки одного пассажира составила 22 руб. 45 копеек. Дефицит денег по итогам года около 329 млн руб., или 27 млн в месяц. Это те средства, которых нам не хватает».

На выездном совещании в Дзержинском троллейбусном депо депутаты обсудили будущее МКП «Горэлектротранспорт»

Главный конструктор КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы», доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ Михаил Никулин считает, что маршруты муниципального горэлектротранспорта фактически совпадают с маршрутами коммерческих автобусов — и проигрывают им.

«Кроме того, в условиях этого постоянного кризиса так замыливается глаз, что упускается имиджевая составляющая. Именно составляющая того, как мы относимся к пассажиру, чем способны привлечь в условиях конкурентной среды», — объяснил Никулин. На совещании в мэрии в качестве примера г-н Никулин показывал фото грязных облупленных трамваев и полуразрушенных остановок без названий: чтобы привести их в порядок, не нужны сотни миллионов рублей, считает он.

Троллейбусное депо на ул. Алейской

«У нас полностью произошел развал муниципального транспорта в интересах частного извоза. Это был черный дикий рынок, власть этому способствовала в девяностые и "нулевые" годы. Транспорт не закупался, автобусы продавались. А ГЭТ дублировался этими коммерсантами, чтобы его быстрее загубить, — напомнил Никулин. — ГЭТ — это предприятие, которое всеми брошено».

По данным эксперта, с 1991 года количество трамвайных вагонов сократилось практически в пять раз — было 500, затем почти 200 просто поставили на прикол, со временем они развалились, сгнили. С главных магистралей на правом берегу и через Октябрьский мост трамвай постепенно снимали под разными предлогами в угоду коммерческому транспорту, который практически не платил налогов в отличие от муниципального.

Подобная ситуация, по его словам, была во всех российских городах после распада СССР. Однако в некоторых (без учета Москвы и Санкт-Петербурга с их несопоставимыми бюджетами) власти все же сумели сохранить систему муниципального горэлектротранспорта. Например, в Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Волгограде, Краснодаре. В Сибири — в Барнауле, Кемерово и Томске.

«В Барнауле появилась проблема тогда, когда

появились беспардонно, безграмотно организованные автобусные маршруты, которые пошли параллельно трамвайным путям, —

вспоминает бывший руководитель «Горэлектротранспорта» Барнаула Андреас Рейнгольд. Спасали трамваи и троллейбусы, по его словам, поэтапно. Например, в Барнауле, рассказал Рейнгольд, в свое время удалось сохранить трамвайно-троллейбусное управление. Сначала его пришлось обанкротить, так как накопились многомиллионные долги по налогам. А затем удалось выиграть многочисленные иски и вернуть 800 млн руб. «Предприятие осталось живым, ни одного болтика не потеряли», — констатировал бывший руководитель барнаульского ГЭТ.

По его мнению, одна из причин, почему в Новосибирске все так плохо с трамваями и троллейбусами, в том, что вовремя не нашелся неравнодушный управленец, который бы не позволил «растащить по углам предприятие». Рейнгольд считает, что тенденции к обнищанию городского электротранспорта есть во многих городах. Сегодня больше повезло тем городам, где в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу — из бюджета им выделяют деньги на подвижной состав и ремонт пути. В остальных ситуация остается плачевной.

Для того чтобы новосибирский горэлектротранспорт окончательно не ушел в историю, по заявлению депутатов городского совета, есть лишь два пути —

либо повысить тариф для пассажиров до 23 руб., либо просить у областных властей ежегодную субсидию в размере 300–400 млн руб.

Председатель комиссии Игорь Кудин сравнил новосибирский ГЭТ с поршнем, который можно поддавливать лишь до предела. «Но он упирается в металл, и это просто бесполезно. На сегодня ГЭТ — это абсолютно обезжиренное предприятие, никаких внутренних резервов нет, нет никакого вакуума, — констатировал депутат. — Нужно вырабатывать какую-то позицию. Нужно обращаться к губернатору, чтобы просить деньги из областного бюджета».

Анна Богданова
Фото Густаво Зырянова (1), Александра Ощепкова (2–6)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления