Реклама
СЕЙЧАС +2°С
Все новости
Все новости

Скверное тело

Московская модель снялась голой на фоне святыни Горного Алтая — одни алтайцы обратились с жалобой в прокуратуру, другие с удовольствием смотрели на процесс съемки

Поделиться

Оскорбила ли голая фотомодель алтайских духов — выясняет по запросу министерства культуры Республики Алтай прокуратура. Основанием для запроса стали найденные ревнителями традиций в соцсетях снимки московской модели Чиры Ковальски. Девушка снялась обнаженной в месте, где алтайцы оставляют подношения своим божествам.

Снимки, спровоцировавшие скандал, были сделаны в июле нынешнего года в Республике Алтай, во время специального тура для фотографов. Позируя на фоне алтайских пейзажей, несколько моделей путешествовали вместе с десятком фотолюбителей, заплативших за всю программу с питанием и проживанием по 40 тыс. руб. Среди объектов съемки оказалось и дерево, увешанное лентами («кыйра» или «дьалама») — ритуальным выражением благодарности духам местности.

Девушек под деревом одновременно снимали несколько фотографов. Но известность приобрел один черно-белый снимок модели Чиры Ковальски, уроженки казахстанского Костаная, ныне живущей в Москве, а весной 2013 года победившей в конкурсе журнала Playboy Ukraine — онлайн-голосованием определялась самая сексуальная читательница. На снимке Чира позирует среди ритуальных лент, прижимая их к обнаженной груди.

Осенью фото заметили в соцсетях жители Алтая. Позже его перепечатали алтайские СМИ, так о нем узнали (и написали жалобу в прокуратуру) сотрудники министерства культуры Республики Алтай.

Но к скандалу подключился новосибирский юрист Алексей Крестьянов, купивший права на черно-белое фото Чиры Ковальски с лентами-кыйра. Теперь он как правообладатель вправе тиражировать его, помещать на товары и демонстрировать на выставках. По оценкам фотографов, изначально снимок мог стоить около 2 тыс. руб., а теперь (в комплекте с шумихой) — теоретически сколько угодно.

Поделиться

Как рассказал Алексей Крестьянов, покупку он намерен использовать в своей кампании за пост мэра Новосибирска: «Нужно будет, как это положено на Западе, печатать плакаты, пакеты, майки. По моему мнению, эта фотография обладает художественной ценностью, мне показалось, этот Дмитрий Смиренко (новосибирский фотограф. — Е.П.) — прекрасный художник. Это прямо кадр из фильма Джеймса Кэмерона «Аватар», Эйва с планеты Пандора».

Ранее господин Крестьянов пытался запретить марш Мендельсона в загсах и предлагал свои услуги оскорбленным православным, желающим отсудить денег у Pussy Riot и организаторов гастролей порнозвезды Саши Грей. Обидеть алтайцев господин Крестьянов не боится: «Я знаю 4 официальные конфессии: иудаизм, мусульмане, православные и буддисты. А это секта какая-то. Какие-то люди, которых я не могу назвать верующими».

В прокуратуре Республики Алтай подтвердили, что получили жалобу и ведут проверку, но затруднились указать место, где находится оскорбленная святыня.

В своем изначальном официальном заявлении организатор фототура москвич Ян Маклайн объяснял: «На одном из перевалов мы сделали несколько кадров у деревьев, на которых повязаны белые ленты. Как нам сказали, эти ленты вяжут туристы, чтобы вернуться на Алтай, по примеру того, как вешают замки молодожены на мостах. Мы не преследовали целей кого-то или что-то осквернить!». Позже господин Маклайн, отвечая на вопрос корреспондента НГС.НОВОСТИ, сообщил: «Это дерево находится у дороги, у трассы. Как именно называется населенный пункт, я не знаю. Это дерево фактически в селе, в начале, и рядом рынки и магазины».

Поделиться

«Место не было снабжено какими-либо информационными табличками. Как, впрочем, и местное население, наблюдавшее за съемкой, тоже не донесло до нас информацию, — прокомментировал участник тура, томский фотограф Роман Соловьев. — Им все нравилось».

Выяснить, почему табличек не было и появятся ли они в будущем, в министерстве культуры Республики Алтай корреспонденту НГС.НОВОСТИ не удалось: сотрудники министерства культуры предлагали мне перезвонить (с ударением на «о». — Е.П.) позже, а потом отказались от комментариев до вердикта прокуратуры.

Юристы затрудняются предсказать, каким будет вердикт, — как и сформулировать четко, где именно начинается предусмотренное новой статьей 148 УК РФ «оскорбление чувств верующих» (именно в этом подозреваются фототуристы). «Это тот случай, когда незнание закона, незнание алтайских обычаев не освобождает от ответственности», — комментирует адвокат Валентин Демиденко.

Замдиректора национального музея Республики Алтай Римма Еркинова подтверждает, что в алтайской культуре существует табу на обнажение: «Например, молодая девушка не может в доме мужа перед его родителями ходить без платка».

«Привязать кыйра, сделать подношение духам, — для нас это то же самое, что для православного поставить свечку в храме, — объясняет, почему алтайцы возмущены, Римма Еркинова. — Только для нас храм — это вся природа. Для западного человека Алтай — это географическое понятие, а для нас — одушевленное существо. И как нельзя вместо свечки ставить что попало, так и нельзя привязывать в качестве кыйра носки, пакеты, как это делают туристы.

И вот это место, которое на фотографиях — по ним видно, что оно в глубине Алтая, а не у дороги. Там-то как раз не привязаны носки и пакеты, там светлые ленты, завязанные по правилам. Можно было понять, что это сакральное место».

Завсектором фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН профессор Евгения Кузьмина поясняет, что, согласно алтайским верованиям, духам местности рекомендуется приносить угощение — например, водку и папиросы, — но не девичьи прелести: «У тюрко-монголов вообще не принято обнажаться, и женщина считается существом не очень чистым».

Нужно отметить, что сочетание эротических и религиозных мотивов в мировой фотографии и моде не редкость: журналы уровня Vogue регулярно обыгрывают в откровенно сексуальных съемках, например, образы католических монахинь. «Две главные силы, движущие человеком, — тяготение к сакральному и профанному, к духовному и низменному, — на самом деле слиты настолько, что невозможно отделить одно от другого, — комментирует психотерапевт Александр Буцких. — Религиозный экстаз близок по своим психоэмоциональным аспектам к сексуальному. Это относится прежде всего к нашей христианской парадигме (в которой мы все-таки живем, даже если яростно ее отрицаем), но и у язычников похожая ситуация: есть множество табу, нарушение которых вызывает ярость, потому что пробуждает фантазии и желания самого возмущенного».

Елена Полякова

Фото — стопкадры из видео алтайской фотосессии, предоставленного Яном Маклайном (1, 3), Алексея Крестьянова (2)

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter