В ночь с 31 мая на 1 июня российский музыкально-развлекательный канал MTV прекратит свое вещание. Место крайне популярного в начале 2000-х музыкального канала займет новый телеканал «Пятница». При этом сам бренд MTV не уйдет из России — он распадется на три канала MTV Hits, MTV Dance и MTV Rocks, станет платным и перейдет в спутниковые и кабельные сети. Почему музыкальное телевидение оказалось на грани кризиса и что предпочитают смотреть новосибирцы — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
О том, что с 1 июня 2013 года телеканал MTV Russia прекращает свое вещание на территории России, а вместо него на той же частоте начнет трансляцию информационно-развлекательный телеканал «Пятница», стало известно в начале декабря прошлого года. Президент холдинга «ПрофМедиа ТВ» (в холдинг входят каналы «ТВ3», «2x2» и MTV) Николай Картозия объяснил причину закрытия MTV тем, что музыкальный формат сегодня стал малоинтересен широкой аудитории и практически полностью ушел в интернет. «Разбавляя эфир развлекательными продуктами, мы все дальше и дальше уходили от традиционного и когда-то многими любимого MTV, что вводило в заблуждение зрителей. Поэтому было принято решение дать зрителю качественный интересный контент под новым брендом, а не пытаться смешивать форматы», — пояснил причину появления «Пятницы» Николай Картозия, отметив, что новых музыкальных форматов на новом канале будет в три раза больше, чем на MTV.
Американский канал MTV начал вещание в России с 1998 года. MTV пришел в Россию как мощный и подготовленный бренд. По словам бывшего генерального директора новосибирской редакции канала Натальи Даниловой, на фоне российского музыкального канала Муз-ТВ, который в то время просто показывал клипы, MTV сразу же стал задавать моду, не боясь ставить смелые клипы и придумывать «взрывающие мозг заставки».
Практически с самого начала MTV обзавелся собственными редакциями в ряде крупных российских городов. Была своя редакция и в Новосибирске. Она выпускала несколько местных передач, в том числе «NewsБлок» и юмористический проект новосибирских КВНщиков. Однако со сменой руководства канала в 2008 году было принято решение о ее закрытии. Канал MTV был и оставался вызовом до тех пор, пока не стал менять свою концепцию в сторону развлекательности, в сторону попсы — того, что требует зритель. «Если раньше он (канал. — А.К.) диктовал, то сейчас получается, что зритель диктует, что будет на канале», — заметила Наталья Данилова.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ включила MTV вечером в среду — шла какая-то серия «Секса в большом городе». Вскоре переживания Кэрри Брэдшоу закончились, но их сменили неразрешимые проблемы участников реалити-шоу «Каникулы в Мексике-2». Ни скандальных клипов, ни хит-парадов, ради которых раньше стоило смотреть MTV, действительно дождаться не удалось.
Как сообщили в пресс-службе «ПрофМедиа», информационно-развлекательный телеканал «Пятница», пришедший на смену доживающему последние дни MTV, рассчитан на аудиторию от 14 до 44 лет. Почти половину вещания канала будет составлять юмор — и российского, и импортного производства.
Кажется, в каком-то смысле новый канал решил следовать принципу «новое — это хорошо забытое старое»: «Пятница» анонсирует показ как новых ситкомов, скетчкомов и реалити-шоу, так и уже известных и хорошо знакомых зрителю: ситком «Моя прекрасная няня», который показывали СТС и «Домашний», а также развлекательные передачи «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон» с Первого канала.
При этом около 90 % должны занимать программы собственного производства. Так, актриса Светлана Пермякова, ставшая известной после роли медсестры Любы в сериале «Интерны» на ТНТ, будет вести на канале собственное шоу «Шкаф» — своеобразный аналог популярных шоу-программ «Модный приговор» и «Снимите это немедленно». В эфире не будет криминала и жестких социальных программ, однако новости все же останутся, но будут больше ориентированы на общественную, а не на светскую жизнь, сообщается на официальном сайте телеканала.
О том, что большой популярностью у новосибирских телезрителей пользуются каналы с развлекательным контентом, а MTV остался аутсайдером, свидетельствует статистика, которую приводит компания TNS Россия.
По данным TNS Россия, за 2012 год среди жителей Новосибирска в возрасте от 11 до 34 лет, в топ-5 наиболее популярных телеканалов вошли ТНТ, СТС, Россия 1, Первый канал и «Дисней». Сейчас MTV является одним из самых непопулярных каналов Новосибирска: его смотрит около 0,5 % телезрителей.
Для сравнения: ТНТ регулярно смотрит 15 % аудитории, СТС — 11,7 %, канал Disney — 7,3 %. В топ-10 уникальных передач за 2012 год для целевой аудитории в возрасте 11–34, собравших самые высокие рейтинги у данной возрастной группы, попали вышедшие на СТС в период новогодних каникул мультфильмы «Шрек. Страшилки» (19 %), «Шрек» (16 %) и показанный в начале марта полнометражный мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица» (13,6 %), а также ситкомы «Счастливы вместе» (12,6 %) и «Универ. День открытых дверей» (17,7 %), кинофильм «Любовь в большом городе-2» (13,4 %), сериал «Интерны» (12,4 %) и юмористическое шоу «Камеди Клаб. Лучшее» (15,9 %), которые шли на ТНТ.
Президент группы компаний «Юнитон-Медиа», ранее работавший на ГТРК и НТН, Борис Комаров считает, что сейчас говорить о кризисе телевидения не приходится, однако отметил наличие такого процесса, как постоянное увеличение количества кабельных каналов и, в то же время, перехода части телезрителей музыкальных каналов в интернет. «Речь идет о целевой аудитории, на которую направлены эти каналы. Это, как правило, молодые люди, которые имеют огромное количество вариантов доступа к этому контенту. А эфирное телевидение становится достоянием некой другой массы людей», — пояснил Борис Комаров.
Как отметила бывший директор новосибирского MTV, из-за доступа к огромному количеству разных каналов люди уже не могут определиться и понять, что именно им нужно. «Мне бы очень хотелось, чтобы было больше образовательных передач, именно научно-познавательных, образовательных», — поделилась Наталья Данилова, добавив, что сегодня также катастрофически не хватает хороших и качественных музыкальных каналов, каким был в свое время MTV, пока он не стал подменять музыкальный контент развлекательным, подстраиваясь под запрос масс.
Алина Кузменкина
Коллаж Татьяны Кривенко