В начале мая 2010 года вниманию новосибирцев была представлена новая выходка Тони из TELE2 — мобильный оператор предложил своим абонентам отправлять SMS по цене 4 копейки за штуку, снизив собственную ценовую планку в 10 раз. Вслед за дискаунтером последовал «Билайн», предложивший абонентам отправлять по 100 бесплатных SMS в день. Столь подозрительная щедрость мобильных операторов наталкивает на вполне рыночный вывод о снижающейся популярности SMS. Расчеты показывают, что в современных условиях новосибирскому любителю текстовых сообщений в 20 раз дешевле использовать ICQ на мобильнике, чем пользоваться самыми демпинговыми SMS-пакетами. На этом фоне операторы не спешат признавать падение SMS-трафика, а независимые эксперты видят закат эры SMS на фоне повсеместного распространения дешевеющих смартфонов.
Акция оператора TELE2 под названием «Скидка на SMS» предполагает стоимость SMS по России в размере 4 копеек, а также абонентскую плату по 3 рубля в день и плату за подключение к акции 30 рублей. «Билайн» в рамках акции «SMS-мания» оказался более щедрым, однако, по своему обыкновению, ограничил своих абонентов масштабами собственной сети: 100 бесплатных SMS абонентам «Билайн» НСО в сутки, абонентская плата 3,95 рубля в сутки, подключение к акции 25 рублей. Соблазну поучаствовать в SMS-гонке поддался даже оператор МТС: теперь в своих сервисных SMS компания предлагает абонентам обменять самоначисляющиеся бонусы не только на 10 бесплатных минут, но и на 20 бесплатных SMS.
В пользу такого предположения играет и тот факт, что SMS является одной из самых прибыльных услуг для оператора. «Заинтересованность мобильных операторов в поддержке SMS-трафика вполне объяснима, ведь себестоимость SMS значительно ниже, чем себестоимость голосового трафика», — комментирует заведующий кафедрой беспроводных информационных систем и сетей СибГУТИ, д.т.н., профессор Александр Ярославцев.
В компании «TELE2 Новосибирск» подтверждают, что «SMS является одной из самых рентабельных услуг у операторов мобильной связи, ведь ее себестоимость в разы более низкая, чем стоимость голоса».
Однако операторы не спешат признавать падение популярности Short Message Service. «Мы фиксируем ежемесячный прирост SMS-трафика. Услуга «Скидка на SMS» рассчитана на активных пользователей SMS. Особой популярностью эта услуга пользуется у молодежи: часто количество сообщений в день, отправленных друзьям, превышает несколько десятков штук», — отмечает PR-менеджер «TELE2 Новосибирск» Яна Мартьянова.
С точки зрения потребителя, при современной функциональности мобильных телефонов сервис SMS теряет свои уникальные свойства — удобство и дешевизну. Так, использование интернет-мессенджера ICQ на мобильном телефоне во много раз сокращает расходы на общение в режиме чата. В своих расчетах корреспондент НГС.НОВОСТИ принял во внимание политику округления объемов GPRS-данных мобильных операторов, а также следующие условия: «служебный» трафик мобильной версии ICQ равен около 5 КБ/час, 1 печатный символ «весит»1 байт, цены операторов соответствуют вышеуказанным акциям. По самым скромным подсчетам, минимальная GPRS-сессия (51,2 КБ) «Билайн» позволит напечатать 45 тыс. знаков в ICQ и будет стоить 35 копеек. Тот же объем текста через SMS будет стоить в 5 раз дороже.
В случае с TELE2 аналогичный расчет показывает, что «болтать по аське» в 24 раза дешевле, чем изливать тот же объем мыслей посредством SMS.
По мнению новосибирских специалистов TELE2, удобство SMS проявляется в режиме современного ритма жизни, когда прочитать сообщение удобней, чем принять звонок. «Кроме того, SMS-сообщение является «обезличенным» и не требует больших эмоциональных затрат. Например, в Японии даже появилось специальное демографическое понятие в отношении молодежи — «поколение большого пальца»», — комментируют в пресс-службе компании.
Независимые эксперты также не спешат «хоронить» SMS. По мнению Александра Ярославцева, у данной услуги есть свои уникальные потребительские свойства. «Во-первых, SMS-сервис, в отличие от интернет-мессенджера (ICQ, Skype и др.), не требует немедленного ответа и может храниться до тех пор, пока пользователь его не прочтет. Это очень удобно за рулем или на совещании. Второй фактор — это привычка пользователей. Я думаю, что SMS-сервис уйдет в прошлое тогда, когда подавляющее большинство абонентов будут пользоваться смартфонами и коммуникаторами. Эти многофункциональные устройства обеспечивают пользование обычной электронной почтой, которая в будущем может стать серьезным конкурентом SMS-сервису. На этом основании можно прогнозировать, что SMS-сервис не потеряет своей актуальности еще около 10 лет».
Марк Волков
Фото kp.ru