NGS
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+10°

пасмурно, без осадков

ощущается как +9

1 м/c,

ю-в.

748мм 72%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Город Ирина Назарикова: «Каждый четвертый встречался с аллергией»

Ирина Назарикова: «Каждый четвертый встречался с аллергией»

Увлечение бытовой химией, травами и антивирусными препаратами портит новосибирцам все лето

Сибирское лето коварное — его ждут половину года, а дождавшись, половина города начинает морщить носы: уже полетел тополиный пух, и для аллергиков настали нерадостные, хоть и теплые времена. Сезонные обострения дают много работы врачам-аллергологам. О том, как цветение живой природы в этом году скажется на самочувствии новосибирцев, корреспондент НГС.НОВОСТИ узнавала у Ирины Назариковой, врача аллерголога-иммунолога городского центра клинической иммунологии МУЗ «Городская поликлиника № 1».

Когда начинается летнее обострение аллергии?

Характерной для нашего региона является сезонная аллергия или более знакомое нам слово «поллиноз», или сенная лихорадка, хотя все это обозначает одно заболевание, связанное с пыльцой растений. Для нашего региона характерны три пика обострений. Первый — весенний (май – первые числа июня), когда пылят деревья. В НСО это береза, ольха и лещина, в меньшей степени хвойники. Второй сезон — весенне-летний, когда цветут злаковые травы, то есть все травы, выпускающие колосок. Это тимофеевка, овсяница, ежа, мятлик, лисохвост, а также культурные растения — пшеница, рожь. В Новосибирске все газонные травы являются злаковыми. По срокам это начало июня – первая половина июля. Третий пик — когда цветут сорные травы (маревые): лебеда, подсолнечник, полынь или амброзия, один из самых сильных и распространенных аллергенов в мире. По срокам это вторая половина июля, август, сентябрь, а если сухая жаркая осень — то и октябрь. Хвойные тоже пылят — но продукции пыльцы хвойников значительно меньше. Ведь обострение поллиноза зависит от количества пыльцы в кубометре воздуха. Аллергенной среда считается, когда на 1 куб. м приходится от 10 до 20 зерен пыльцы. А на пике обострения их число достигает до 600 единиц на куб. м.

Как начался сезон в нынешнем году?

В этом году очень бурно началось обострение поллиноза — после 4 мая стояли сухие жаркие дни, и береза расцвела практически в один день, до 9–12 мая был пик, в городе была очень большая концентрация пыльцы. Потом начались дожди, все потихоньку сгладилось: наши пациенты влажную пасмурную погоду как раз очень любят.

Сейчас уже выпустили колосок злаковые травы — и если будет стоять сухая погода, через неделю к нам пойдут пациенты с аллергией на злаки. Вообще в этом году ожидаем очень сложный сезон обострения. Плохо, что из-за скачков погоды встречаются несколько сезонов — получается перекрест, как в прошлом году, когда береза, сорные и злаки зацвели одновременно.

Какова наша ситуация по сравнению с соседями?

Мы немного отличаемся от юга: у них меньше реакций на деревья и больше — на сорные травы, еще там много перекрестных реакций — у них больше фруктов и прочих раздражающих факторов. В целом принципиальных различий нет.

Ирина Назарикова: «Утяжеление аллергии происходит на фоне самолечения»

Как сегодня меняется аллергия?

С каждым годом идет утяжеление и трансформация в другие формы заболевании. За 20 лет моей работы могу сказать: раньше был четко поллиноз, явления риноконъюнктивита и крайне редко — респираторные явления, приступы бронхоспазмов. На сегодняшний день около 70 % больных имеют явления респираторного характера: кашель, затруднение дыхания, одышка — и не за счет того, что заложен нос. Выявляем скрытые бронхоспазмы — налицо явное утяжеление. Увеличивается и диапазон аллергенов, на которые больные реагируют.

Тому способствует цивилизация: выхлопные газы, модифицированные продукты (хотя по этому поводу нет доказательной теории), обилие синтетических материалов вокруг, бытовая химия. Сама по себе последняя не является аллергеном, но активные вещества, которые в ней содержатся, например хлор, увеличивают проницаемость слизистых оболочек. В результате целостность слизистых нарушается, возникают дисбиозы — и человечество страдает аллергией все чаще.

Много ли горожан страдают аллергией?

В городе, как это ни парадоксально, сезонных аллергиков больше, чем в деревне, хотя там аллергенов больше и они ближе. Это опять цивилизация — химия, выхлопные газы, парниковый эффект, больше ненатуральных продуктов. Каждый четвертый житель мегаполиса хотя бы однократно встречался с аллергией. Как таковой статистики сейчас уже не ведется. У нас низкая обращаемость, идет дикая гиподиагностика. Часто больной приходит к терапевту с насморком или конъюнктивитом и лечится как обычный пациент. И только потом, когда несколько лет подряд пациент видит, что он болеет в одно и то же время года, у пациента и доктора появляется озабоченность. И то не всегда: к сожалению, сегодняшнее экономическое состояние часто не позволяет пациентам идти к аллергологу — они идут в аптеку и покупают рекламируемый препарат от аллергии. Часто это приводит к усугублению течения болезни. Каждый из препаратов имеет свою точку приложения. Например, даже два препарата разных фирм с одним действующим веществом могут работать по-разному. К примеру, один лучше работает с носоглоткой, другой — с кожей, эти нюансы учитывает врач. А пациент приходит в аптеку и покупает заменитель подешевле, исходя из соображений экономии, ведь многие оригинальные препараты достаточно дорогие. В итоге лекарство ему не помогает, болезнь прогрессирует.

Эти препараты иногда принимают даже те, кого сложно назвать хроническими аллергиками. Почему сегодня так часто у людей проявляются реакции, например, на пищу?

Дело в том, что для многих характерна перекрестная аллергия. Для тех, у кого есть чувствительность к пыльце деревьев, — это аллергия на продукты, которые растут на этих деревьях: яблоки, орехи, вишню, черешню, абрикосы и персики. Они же страдают реакциями на молодой картофель, морковь — у них одна антигенная структура. Или, скажем, для пациентов, которые страдают аллергией на злаковые травы, характерна реакция на злаковые продукты: гречку, рис, ту же овсянку. И им очень сложно связать эти факты, особенно осенью, когда человек уже забыл, что в мае у него неделю текло из носа. Если, скажем грубо, пациент с поллинозом на пыльцу деревьев откусывает яблоко, он редко свяжет с аллергией то, что у него появилось непонятное слюнотечение, чувство зуда, жжения во рту, отечность десен или даже тошнота. Первым реагирует контактный орган — куда попал антиген.

К примеру, у меня была пациентка — любительница морепродуктов. Допустим, это девушка, которая сидит на диете, а значит, недополучает различные питательные вещества, на этом фоне у нее возникают дисбиозы. И вот на такой фон накладываются продукты, которые не характерны для нашего региона, а съедаются они обычно в большом количестве (например, модные суши). Экспозиция достаточно большая, желудочно-кишечный тракт не справляется, дает сбой, и иммунная система запоминает продукт как чужеродное вещество. Так мы сами себе делаем аллергию.

Как лечат аллергию, есть ли здесь что-то новое?

Существует специфическая иммунотерапия, которая влияет на все звенья аллергического процесса. Мы выявляем конкретный аллерген, на который реагирует человек. Затем первичный аллерген разводят в миллион раз — получается практически гомеопатия, лечение подобного подобным. Фармакологические препараты, по большому счету, убирают симптомы, чего-то принципиально нового здесь не появилось. Но если раньше больному было достаточно выпить таблетку, то сейчас все чаще приходится назначать топические стероиды или инъекции препаратов.

Утяжеление аллергии происходит обычно на фоне различных форм самолечения. К примеру, наши люди любят лечиться травами. Считают, что это легко и безопасно. Такой пациент приходит с аллергиями, и вдруг выясняется, что он «пьет травки».

Нам приходится объяснять: если вы реагируете на пыльцу деревьев, вам нельзя лечиться березой. Или осиной, которая входит в популярные сейчас БАДы. И что все желчегонные, мочегонные сборы — это в основном сорные травы: та же ромашка, тысячелистник, полынь. И еще — может, пациент не реагировал бы, если бы правильно заваривал эту траву. У нас ведь как: побольше заварю — будет лучше. В этом отношении пациенты сами себе часто создают проблему. Или сейчас напропалую все принимают витамины и иммуностимулирующие препараты (популярны арбидол, эхинацея), считая, что нужно подстегивать иммунную систему. А мы врачи, потому мы думаем — что с этой иммунной системой делать, все это очень влияет на течение заболевания. Это очень агрессивные препараты, и их нужно назначать только строго по показаниям.

Ирина Киснер

Фото Веры Сальницкой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления