
Поделиться
В выходные Новосибирск посетил живой классик европейской абстрактной
живописи - бельгиец Луис Салазар. По его словам, это произошло очень
неожиданно: мэтр открывал в Томске свою выставку и случайно
проговорился, что любит советскую эстетику. Салазара легко заманили в
Новосибирск, пообещав показать настоящий конструктивизм. Увы, времени
было мало: Луис успел полюбоваться только нашим монументальным Лениным.
Зато, впечатлившись Художественным музеем - зданием бывшего обкома и горкома КПСС - дал добро на экспозицию своих картин в Новосибирске. Одного из самых модных художников Евросоюза мы перехватили за пару часов
до отъезда.
Справка: Луис Салазар (Luis Salazar) родился 20.11.1956 в г. Сан-Себастьян
(Испания) в провинции Страна Басков. С 1966 года живет в г. Льеж
(Бельгия). В 1983 году закончил Королевскую Академию Изящных искусств г.
Льежа. Его работы выставляются в Европе и США с 1985 года, в 2002 году
состоялась первая российская выставка (г. Санкт-Петербург). Свой стиль
господин Салазар определяет как лирический конструктивизм: «Я очень
экспрессивный человек, и мне приходится держать себя в жестких рамках,
иначе бы я просто рабрызгал как попало краску по холсту. Я никогда не
перемешиваю цвета, они всегда четко отграничены друг от друга. Эта
геометрия - дань конструктивизму, она идет из ума. Ну, а яркие цвета -
уже из сердца».
Луис, кое-кто считает, что рисовать на бумаге уже неактуально. Вы
только с холстом работаете?
Ну почему же. Я, например, люблю расписывать машины. В Томске видел
чудесную старую «Волгу» с фигуркой оленя на капоте. Вот с такой бы
поработать! Но, к сожалению, нужно, чтобы согласилась
фирма-производитель. Вот «Порше» разрешили мне разрисовать спортивную
модель Porsche 911. Теперь во всех каталогах она подписана моим именем
- Porsche-Salazar.
Луис, можно бестактный вопрос: Вы хорошо зарабатываете своим
искусством?
В Бельгии наберется 10-15 художников, и я в их числе, которые безбедно
живут на продажи картин. Но мы исключение. Большинство же, окончив
Академию искусств, в лучшем случае становятся преподавателями. А иногда
и вовсе бросают живопись.
А Вы когда-нибудь рисовали на заказ, чтобы подзаработать? Классические
портреты, например.
Нет, хотя предлагали. Когда я был молод, мои работы почти не
продавались. Хорошо, если покупали одну картину в год. Мы жили на
зарплату моей жены - Женевьев преподает литературу. Как-то я нашел
небольшой заработок: расписывал декорации для оперного спектакля. Деньги
платили смешные - 200 рублей за четыре часа работы, если перевести по
нынешнему курсу. И когда я вот так, почти даром размазывал краску, мне
предложили нарисовать портрет одного тенора. И я отказался, хотя был
лучшим студентом в Королевской Академии Изящных искусств и мог в 100 раз
больше зарабатывать портретами. Но мне хотелось делать свою живопись,
найти свой язык. И я этого добился, пусть и потратил несколько лет и
поработал на самых странных работах - даже киномехаником в зале, где
показывали порнофильмы.
Хм, этот факт биографии не повредил Вашей карьере?
Что вы! В Бельгии к порнографии относятся очень либерально. У нас-то
настоящая демократия.
Теперь, когда трудные времена позади, изменился ли Ваш стиль жизни?
Может быть, у Вас появились какие-нибудь милые буржуазные привычки?
Я много зарабатываю, но не считаю себя буржуазным художником. У вас
странные представления о буржуазии. На самом деле, даже нищий может быть
буржуа. Это особое мировоззрение, а вовсе не твой доход. У вас, впрочем,
как я понял, о буржуазии судят как раз по внешним атрибутам. Я
симпатизирую левым. Я - социалист, хотя живу в капиталистической
стране. Только не путайте наш европейский социализм со сталинизмом.
Сталин был чересчур авторитарен, настоящий диктатор. Мои симпатии на
стороне Ленина.
Во всех каталогах о Вас пишут – «политический эмигрант». Не расскажете
подробней?
Моим родителям пришлось бежать из Испании, когда страной руководил
генерал Франко. Мне было всего 10 лет. Мы перебрались в Бельгию, там
терпимо относились к политическим беженцам.
Репрессии коснулись конкретно Вашей семьи?
Нет, просто обстановка в Эускади (Страна Басков) была тревожной, все
ждали гражданской войны. Еще родителям не хотелось выбивать из нас всю
ту идеологическую чушь, которой учили в школе.
Баски - очень древний народ. Есть мнение, что они не растворились в
других нациях, потому что у всех басков отрицательный резус-фактор. Это
правда?
Абсолютно нет! Язык басков - это полноценный язык, а не диалект. Мы
создали великую литературу и культуру. Думаете, это можно объяснить
каким-то резус-фактором? Просто мы крепкая и талантливая нация. Хотя…
да, у половины басков резус-фактор отрицательный, а среди европейцев -
только у 14 % населения. Еще у басков не одобрялись смешанные браки. Мы
до сих пор внешне отличаемся от тех же испанцев: типичный баск -
высокого роста, крепкий, у него очень светлая кожа и он должен быть
замкнутым и молчаливым.
Довольно забавно слышать это от Луиса Салазара - худого, невысокого,
очень бурно жестикулирующего. Когда он увлекается рассказом, то начинает
бегать по комнате, размахивая руками.
Луис, какой же Вы баск?
У меня даже резус-фактор положительный. Но я баск! Я остро чувствую
свою национальность, хотя я гражданин мира.
И последний вопрос: Вы как-то готовитесь к тому, чтобы писать
картины?
Обычно я включаю современную музыку - Карлахайнца Штокхаузена, Джона
Кейджа. Еще мне нравится Ману Чао - он испанец, но тоже живет в
Бельгии. Мой приятель с ним дружит. (моему коллеге-журналисту) Ты тоже
любишь его песни? Я передам Ману твою фотографию, скажу - от русского
поклонника. Он собирает такие фото.
Выставка графики Луиса Салазара откроется в Художественном музее в
середине ноября. Сам мэтр не обещал приехать. У него все расписано на
годы вперед.
Ксения Воротынцева, специально для НГС