NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

ясная погода, без осадков

ощущается как -2

1 м/c,

южн.

762мм 83%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Развлечения Бабкины панталоны (фоторепортаж)

Бабкины панталоны (фоторепортаж)

Платья и драгоценности самых богатых женщин Новосибирска выставили напоказ — этими штучками красавицы покоряли восточных шахов и доводили мужчин до смерти

Старинные туфли, белье и сумочки, платья и украшения, в которых новониколаевские красавицы покоряли сердца романтических самоубийц и иранских шахов, — а также портреты самих этих красавиц, — все это до конца февраля можно увидеть в музее Новосибирска. Там с середины декабря проходит выставка «Женское соло». Эту выставку — на редкость для Новосибирска — действительно можно настоятельно рекомендовать всем, кто интересуется модой и историей: экспозиция изобретательно оформлена и очень насыщенна. Корреспонденты НГС.АФИША запечатлели самые любопытные экспонаты и связанные с ними истории.

Справка: Выставка «Женское соло» работает в Музее города Новосибирска (ул. Советская, 24) с 19 декабря до 1 марта 2015 года ежедневно (кроме понедельника и вторника) с 10:00 до 19:00. Вход — 50 руб.

В трех залах выставлены сотни экспонатов, а если считать самые мелкие (броши и пр.), то и вовсе больше тысячи, — прикидывает куратор Ирина Хлебникова. Первый зал — фотографии и вещи из дореволюционной России: одежда, аксессуары, украшения, старинные куклы, утварь, реликвии, связанные с царской семьей (включая личную чашку Николая II). Второй зал посвящен шитью и рукоделию преимущественно середины ХХ века. В третьем зале — винтажные платья, костюмы, шляпки, туфли, горжетки, белье — преимущественно середины ХХ века.
Экспозиция выстроена в основном вокруг истории дворянки Евы Окуневой, родившейся в конце XIX века, получившей образование в Европе, во время Первой мировой записавшейся во фронтовые медсестры, а в Советской России — учившей первых стюардесс международных рейсов иностранным языкам (Ева знала шесть), пережившей блокаду Ленинграда и жившей за границей с мужем-дипломатом. На фото: платье для дипломатического приема середины 1950-х годов (в центре).
В Новосибирск вещи Евы попали вместе с ее потомками в советское время. Кроме семьи Окуневых-Крыловых-Ржановых экспонаты предоставили и другие коллекционеры и антиквары. На фото: Ева (слева) с матерью.
Самая древняя вещь на выставке — частично реконструированный праздничный наряд конца XIX века, принадлежавший, вероятно, бабушке Евы.
Блузка 1914 года, принадлежавшая Еве Окуневой, практически новая, — Ева не успела поносить ее, потому что записалась в фронтовые сестры милосердия. «Вообще уровень благосостояния позволял господам и дамам тогда надевать вещи по 1-2 раза, — говорит куратор Ирина Хлебникова, — Дама могла иметь 10–20 нарядов в течение года, обновляя гардероб раз в году…
…За несколько месяцев новая мода достигала и Ново-Николаевска, сюда проникали модные журналы, Транссиб способствовал». На фото: жена городского головы Ново-Николаевска Жернакова.
Журнал 1913 года: советы по уходу за собой и хозяйству (например, о стерилизации фруктов), модные картинки («Модель изъ Лондона», «Модель изъ Нью-Йорка»), в конце — объявления и «Оккультный ящик» (псевдонаучные предсказания вроде гороскопа). Есть заметка о женском движении за рубежом — с краткой справкой о борьбе фабричных работниц за свои права и интервью с суфражистками: одна побила окна в британском парламенте и отсидела 7 суток, другая приковала себя к зданию парламента и была избита и также арестована. Как и в современном глянце, острый материал стоит рядом с рекламами парижских кружевных корсажей.
В предреволюционном Ново-Николаевске (с населением в 70 тыс.) вопросы моды (в смысле возможности к ней приобщаться) касались нескольких десятков семей, бывших достаточно обеспеченными, — по оценке куратора Ирины Хлебниковой.
Одной из таких семей была семья Гречко. На выставке есть отдельная витрина с украшениями и аксессуарами новониколаевских красавиц Пелáгии (на фото) и Софьи Гречко — их отец сделал выдающуюся карьеру на железной дороге, заседал в городском собрании, а также, как несколько смущенно добавляет куратор, был черносотенцем.
У Пелагии было множество поклонников (мужчин, кстати, тогда было больше, чем женщин) — самый страстный из них получил из-за своего еврейского происхождения отказ, прося у ее отца ее руки, — и застрелился. «Этот случай потряс весь Ново-Николаевск, — рассказывает госпожа Хлебникова. — Но самое удивительное — что после этого общего горя и потрясения семья Гречко и семья застрелившегося выкреста очень сблизились, практически породнились. Наверное, для отца это стало уроком». На фото: собственноручно вышитая Пелагией блузка из ее приданого.
Вторая дочь перевоспитавшегося черносотенца Софья уже после революции вышла за красного командарма также еврейского происхождения. В 1926 году она вместе с мужем побывала в Тегеране на коронации персидского шаха. «У нее были с собой эти черепаховые гребни (на фото) и она каждый день делала новые прически, — комментирует куратор, — Сообщается, что шах особо отметил ее красоту». Одним из самых интересных экспонатов выставки Ирина Хлебникова называет принадлежавшей Пелагии ридикюль кольчужного плетения (на фото), подчеркивая, что, как и большинство аксессуаров на выставке, он сделан в России, а возможно даже в Сибири. Рядом с ридикюлем (на фото) — серебряная табакерка. Ирина Хлебникова рассказывает, что нюхательным табаком дворянские девушки и женщины увлекались массово; намеренно «забытые» табакерки использовали для передачи записок — табакерки называли «кибиточками любовной почты».
Ночной комплект дамы начала ХХ века: сорочка, свободные панталоны и чепчик. «Проснулся мужчина рядом с тобой ночью, а ты — нарядная», — продолжает куратор.
На балы надевались панталоны другой конструкции — с широким разрезом: затянутая в бальное платье дама не в состоянии была сама снять панталоны в отхожем месте и присесть.
Чтобы добраться до места назначения, не испортив наряд пылью (от которой город, судя по мемуарам, всегда особенно страдал), дождем и брызгами из-под колес экипажей, новониколаевская дама надевала сверху вот такой пыльник. Рама и специально отведенные шляпки — аттракцион для желающих сфотографироваться посетителей выставки.
Дореволюционная дама снимала перчатки на людях только садясь за еду. На выставке вообще представлено много перчаток разных эпох, включая экземпляр из кожи дикой обезьяны, — довольно шокирующий по нынешним временам, но совершенно нормальный, как поясняет куратор, для 1920–1930-х годов.
Веер и немецкие куклы, принадлежавшие семье Евы Окуневой. За первым залом, посвященным дореволюционному быту, следует второй зал…
…второй зал — небольшой и посвящен шитью и рукоделию — преимущественно середины ХХ века. На фото: такие подушечки, создающие иллюзию пышности бедер, носили обделенные формами дамы 1950-х годов. Пройдет совсем немного времени — и в динамичные, сексуальные, футуристичные 1960-е такое и в голову никому не придет.
Третий зал — винтажные платья, костюмы, шляпки, туфли, горжетки, белье, сумки — преимущественно середины ХХ века. Начиная с этого времени — это уже сплошь вещи, которые могли бы носить и современные женщины.
Елена Полякова

Фото Татьяны Кривенко; фото 11 — автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления