NGS
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+4°

ясная погода, без осадков

ощущается как +2

1 м/c,

зап.

762мм 64%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Развлечения «Ёлки 1914»: запрещены Госдумой

«Ёлки 1914»: запрещены Госдумой

В новой комедии Бекмамбетова Ургант лишает Светлакова самого дорогого

Самая прибыльная отечественная кинопродукция — «Ёлки» с фабрики Тимура Бекмамбетова — пополнились новым фильмом. Как и предыдущие три выпуска «Ёлок», новые — это несколько новелл о предпраздничных приключениях россиян, склеенных между собой сладким сиропом новогоднего или — на этот раз — рождественского чуда и веры в доброту незнакомцев. Новогоднее чудо заменили рождественским, потому что действие перенесли в 1914 год. Кроме бедных детушек, плачущих барышень и прочих персонажей классических святочных историй в «Ёлках 1914» не обходится еще и без Федора Шаляпина — суперзвезды, Владимира Маяковского и прочих кощунников, а также государя-императора, отменяющего идиотские законопроекты Государственной думы.

Справка: «Ёлки 1914» — рождественская комедия. Реж. — Тимур Бекмамбетов, Александр Котт и др. В ролях: Сергей Светлаков, Иван Ургант, Артур Смольянинов и др. 6+. 106 мин.

В новых «Ёлках» 6 новелл, разворачивающихся на фоне предрождественских дней первого года Первой мировой войны. Первая новелла строится вокруг законопроекта Государственной думы о запрете чуждой немецкой традиции — елок. Лечащийся в госпитале (у строгой барышни-медика, в которой, разумеется, все и дело) молодой авиатор собирает подписи под петицией в защиту рождественских елок.

В третьей — деревенский парень, воспитавший ручного медведя Санчо, узнает, что у барина есть ужасные планы на мишку. В четвертой новелле две бедные сиротки (не в прямом смысле, а в смысле сентиментального амплуа) просят копеечку на лекарство больной матушке. Среди тех, к кому они тянут пальчики в варежках, — вальяжный, нарядный Федор Шаляпин. В пятой новелле герой Сергея Светлакова не решается сказать своим многочисленным домочадцам (жена на сносях, бабушка грозится помереть) в самый сочельник, что ему пришлось продать их дом у Черного моря и что покупатель (Иван Ургант) уже на пороге.

Ехать, кстати, семье после крушения надежд предстоит в Ново-Николаевск.

Шестая новелла — кочующий из «Ёлок» в «Ёлки» сюжет о двух юных оболтусах из Перми, пытающихся выяснить, кого из них предпочитает безмятежная внучка глухой и одноглазой бабы Мани. На этот раз соперники спорят не о том, что круче — лыжи или сноуборд, а о том, кто из них станет героем войны, на которую они спешно записались, и кому оторвет ноги-руки и штыком выколет глаза. Шуточка мрачноватая — но есть и помрачнее (например, когда бабу Маню — а в особенности ее золотые зубы — проигрывают на вокзале наперсточникам). Никуда ведь не деться от того, что новые «Ёлки» идут на фоне страшной войны, периодически подкидывающей в кадр кровавые бинты. И вообще начиная с третьих «Ёлок» в этом сериале, изначально делавшем ставку на дистиллированный оптимизм, появилась какая-то хмурость. Держать зрителя в постоянном хохотке «Ёлки» не стараются уже с третьего фильма.

Иногда пошутят по случаю, но в основном держатся такой стратегии: дело плохо, дело грустно, темно и холодно, — пока в финале всё не осветится праздничным чудом — и зрители уйдут растроганные и утешенные.

Все дело, вероятно, в том, что придуманные всего-то 5 лет назад «Ёлки» — продукт совсем другой эпохи. «Ёлки» — это кино эпохи президентства Дмитрия Медведева, которое сейчас выглядит удивительно мирным: не было ни горячей (бьшую часть времени), ни холодной войны, оскорбленные чувства верующих не требовали утешительных жертв и т.д. Ну или президент Медведев, перефразируя известный анекдот, — политический деятель эпохи «Ёлок» и четвертого «айфона», — неважно. Важно, что «Ёлки» родились от социального оптимизма, а потом приспособились (успешно вполне — в конце концов продюсер Бекмамбетов действительно коммерческий гений) к новым реалиям. Неудивительно, что под елкой стало темнее. С каким-то удивительным чутьем на историю новые «Ёлки» было решено переместить в год ксенофобии, войны и предчувствия потрясений задолго до того, как параллели заиграли в полную силу. Сегодня только ленивый публицист не сравнивал 2014 и 1914 год, — но ретро-«Ёлки»-то запустились в производство аж год назад.

Кстати, костюмность и историчность в них весьма условные — и, разумеется, есть куча аллюзий на актуальные темы. Запрет Думой рождественских елок за их немецкое происхождение отсылает ко всем абсурдным законопроектам последнего времени. Состязания по фигурному катанию, на которые партнерша уговаривает чувствительного жандарма надеть футуристический желтый костюм, напоминают об авангардистских мотивах на открытии Олимпиады. Его недоумение и опаска — а также то, что всех этих бурлюков и маяковских он много гонял в рабочее время (за эпатажное поведение на творческих вечерах, драки со зрителями и общую неблагонадежность), — довольно остроумная иллюстрация к современному конфликту современного искусства и охранительских ценностей, полиции и «Монстрации» и т.д.

«Говорят, Владимир Маяковский, подвесивший рояль к потолку, не расстроился, что он упал на жандарма, — задушевно комментирует рассказчик. — Рояль расстроился. А Маяковский — нет».

Конечно же, «Ёлки» — о том, что за сто лет мы не изменились (ну и ладно, — утешают они, — все равно все как-то наладится).

Как это уже было в «Ёлках-3», четвертые «Ёлки», не очень-то доверяя способности людей на экране разжалобить людей в зале, взваливают эту обязанность на животных. На этот раз ужасно — без дураков — страшно за медведя в новелле, отдаленно основанной на душераздирающем рассказе Лескова «Зверь». Снимавшийся в новелле дрессированный медведь, кстати, уже появлялся в «Крае» и «Орде», а по молодости — в «Сибирском цирюльнике».

Можно, конечно, по методу Диккенса еще морить голодом и холодом детей, чтобы финальное чудо выглядело посветлее, — но работать с детьми, как известно, умеют далеко не все киношники — и в итоге маленький ангелочек в «Ёлках», собирающий для мамы копеечки, настолько фальшиво написан и изображен, что в нем аж появляется что-то нечеловечески зловещее, будто фильм вот-вот превратится в «Омена».

Это, впрочем, отдельная неудача, не означающая, что новые «Ёлки» как-то хуже старых. Предыдущие три фильма обязательно попадали в десятку самых кассовых отечественных лент года — кассовые сборы третьих «Ёлок», например, перевалили за миллиард рублей. И нет причин, по которым людям, которым в принципе нравятся бекмамбетовские «Ёлки», как-то особенно бы не глянулся новый фильм — как нет и повода вдруг полюбить его у тех, кто считает все елочную серию попсовым пластмассовым продуктом. Нормальные, в общем, «Ёлки».

Оценка НГС.АФИША: 3 из 5

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления