Есть такая примета: если на улицах города появились байкеры, значит, наступила весна. Даже те добропорядочные граждане, которые не любят ревущих моторов под окнами, где-то в глубине души не чужды байкерской романтики и с удовольствием пересматривают классические американские «мотоциклетные» фильмы. Впрочем, по словам президента новосибирского байк-клуба «Белые волки» Виктора «Шкипера» Макарова, киноклассика создает неверное впечатления о байкерах: там слишком много бунтарства, читай – откровенного бандитизма. В интервью НГС.РЕЛАКС Виктор нарисовал более благопристойную картину…
У нас климат не очень-то калифорнийский… Зимой, когда нельзя кататься, есть тоска и «ломка»?
Есть. Но здесь тоже есть свои плюсы: люди работают, зарабатывают на новую технику, подготавливают мотоциклы к новому сезону… А вообще, как минимум полгода, если не семь месяцев, можно кататься.
Как происходит открытие сезона?
Открытие сезона у клуба 21 апреля – это будет своя «семейная» вечеринка – шашлык, пиво, рок-н-ролл. В мае будут байк-пати и «Металфест» в «Рок-Сити». До этого, в конце месяца, состоится акция «Внимание, мотоциклист на дороге!». Мы с санкции ГИБДД будем раздавать листовки на перекрестках водителям автомобилей.
Кроме городской общественной организации «Мотолига «Регион 54», которая решает внутригородские вопросы, существует ассоциация мотоклубов Сибири, в которую входят Новосибирск, Томск, Кемерово, Омск, Красноярск, Юрга, Барнаул, подключается Новокузнецк… Составляется календарь и народ может выбрать, куда ехать. Сибирское открытие сезона состоится в Томске в мае. В середине июня будет Кемерово, потом Барнаул, и закрытие сезона – в конце августа в Новокузнецке. Байк-шоу, мотофестивали – это разные названия, но суть одинаковая. Всегда есть сцена, концерт, конкурсы… Есть мотоциклетные конкурсы на мастерство вождения: медленная езда, дрег-рейсинг, то есть скоростная езда. Есть развлекательные конкурсы, например катание бочки мотоциклом. Или уже классический конкурс, когда девушка позади водителя должна на ходу откусить сосиску, которая висит на веревочке.
Мероприятие, за которое я лично болею больше всего, – это вторые выходные августа. Это дни погибших байкеров, дата, которая отмечается уже четвертый год.
Несчастные случаи со смертельным исходом происходят часто?
Наверное, уже – как минимум – по городу погибает один человек в сезон. К сожалению, это только мое мнение, если человек садится на мотоцикл, он уже оказывается в группе риска. Насколько он открыт свободе и романтике, настолько он открыт и опасности столкновения с другими участниками движения.
Как вы пришли к мотоциклам?
Нужна биографическая справка? Мне 39 лет. В детстве какой-то особой связи с техникой не было. Хотя у меня дед служил в мотопехоте во время Великой Отечественной войны, так что, может быть, гены сыграли… Когда я отслужил во флоте, пришел, начались времена перестройки, появилась возможность заработать. И в 1991 году я заработал на свою первую «Яву». С этого началась моя мотоциклетная история.
Тогда, в середине 1990-х, еще никаких клубов не было. Я специально ездил и искал так называемых рокеров. Опять же, неправильное название, – так советская номенклатура называла первых мотоциклистов-бунтарей. Но в начале 1990-х их уже не было. И до 1994 года мне пришлось ездить в одиночку. В 1993 г. я купил «Хонду», потом в 1994 году купил «Ямаху» и в том же году познакомился с первым человеком, который разделял мои взгляды. К концу 1995 года нас было уже 12. Клубы в этот период только создавались – были первые собрания. Клубы создавались и распадались, где-то у людей не совпадали взгляды, где-то кто-то слишком любил власть…
Новосибирский байкер по возрасту, по социальному положению – кто это?
У нас в клубе средний возраст – 28 лет. Социальное положение роли не играет.
Надо для начала быть в состоянии купить мотоцикл…
Здесь можно постараться. Для начала можно купить и российский «Урал», доступный по цене, и сделать из него хороший качественный мотоцикл. Конечно, мотоцикл – это символ свободы. Но кроме свободы есть еще и ответственность – жена, дети, работа. И нужно искать некую золотую середину.
У нас в городе есть байкеры, параллельно занимающиеся особо ответственной работой? Байкер-банкир, например?
В городе такие примеры есть. Если не банкиры, то директора фирм уж точно.
А в городе есть культовые для байкеров места?
Кроме как здесь (разговор происходит в клубе «Рок Сити» - прим. автора) – это «шайба», «водопой», «плаха» – разделительная полоса на Красном. Круглое сооружение, там раньше продавали хот-доги. Правда, сейчас она ремонтируется. «888» перестали существовать – там раньше были байкерские дни. И пока такого места нет: ни клуба, ни бара.
А «Харлеи» у нас в городе есть?
Есть, но мало, буквально штук четыре или пять.
На чем в основном ездят?
Сейчас все пересаживаются на иномарки. В основном, японские – «Хонды», «Ямахи», «Сузуки».
Что понимается под словом «байкер»? Оно к чему-то обязывает? Вот, например, если едет человек в «косухе» и с татуировками, все скажут – «байкер». А если дедушка на мотоцикле с коляской, тогда скажут: «мотоциклист»…
Есть такой словарь… По нему, есть «фуфайкеры» – эти самые дедушки. Есть «скамейкеры», которые выглядят как байкеры, но не имеют мотоцикла. Поэтому все время сидят на скамейках в сквере и рассказывают девушкам о своих несуществующих поездках. Есть «пластмассовые» – те, кто ездит на спорт-байках. Есть «железяки», которые ковыряются в своих «Уралах» и всегда в мазуте и масле…
Что представляют собой новосибирские мотоклубы? Там есть устав, иерархия?
Есть иерархия, есть и устав. «Белые волки» за три года прошли различные формы существования. Была и анархия… В итоге пришли к мнению, что нужна иерархия. Есть президент, есть костяк клуба, есть совет клуба, есть члены, которые проходят испытательный срок. Есть своя атрибутика: клубные нашивки, так называемые патчи, на спине, нагрудные знаки… Клуб у нас самодостаточный. Есть свой летний домик для приема гостей и для отдыха, есть своя мастерская, есть свои каналы поставок запчастей...
За что человека могут изгнать из клуба?
Есть же какие-то моральные нормы, общепринятые человеческие понятия… Изгнать могут за пьянство, наркоманию. Наркомания в клубе вообще неприемлема.
И езда в состоянии алкогольного опьянения не поощряется?
Нет. Может быть, через это многие проходят, кого-то проносит, кого-то нет. А потом приходит понимание, что это – не путь.
Сколько примерно мотоклубов сейчас есть в Новосибирске?
Где-то в районе пяти клубов разной направленности. Есть байкерские клубы, есть мототуристы со своими экстремальными интересами и определенными маршрутами – Алтай, степи Казахстана…
Женщины в клубе есть? Не в качестве подружек, а в качестве полноправных участниц?
Нет. Была у нас одна девушка, сейчас уже нет и, видимо, больше не будет. Мы готовы поддержать девушек, мы рады, когда симпатичные девушки садятся на мотоциклы. Но ответственность и физические нагрузки в клубе для женщины неприемлемы.
Как ГИБДД реагирует на людей в черной коже и на мотоциклах?
Как ни странно, у нас в городе нормальное отношение. У них есть рейды в начале сезона, когда останавливают мотоциклы, проверяют документы… А потом, если люди не бегают от милиции и не устраивают гонок, все нормально. Все крупные мероприятия проводятся с санкции ГИБДД. ГИБДД их патрулирует, сопровождает колонны, перекрывает большие перекрестки, когда идет колонна.
В общем, все звучит очень благопристойно.
Ну, мы же не говорим об ошибках молодости…
Елена Полякова