Любопытная премьера прошла в театре «Красный факел». Начиная с 13 апреля публике показывают новую версию романа Ивана Тургенева — спектакль «Отцы и сыновья» по пьесе Брайена Фрила. Корреспондент НГС.РЕЛАКС побывала на самом первом премьерном показе трехчасового действа с водой, лягушками и рассуждениями о свободной любви. В конце актеры бесновались под рок-обработку песни Валерии, а зрители откровенничали о том, почему отцы и дети до сих пор не в ладах друг с другом.
Справка: «Отцы и сыновья» — спектакль в 2 действиях по пьесе современного, малоизвестного в России, ирландского драматурга Брайена Фрила. Постановка «Отцов и сыновей» в «Красном факеле» — первая в России. Режиссер — Александр Баргман (актер театра и кино, художественный руководитель «Такого театра» в Санкт-Петербурге, озвучивает всех героев Джонни Деппа в российском кинопрокате, в том числе капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря»). В ролях: Михаил Селезнев, Виталий Гудков, Владимир Лемешонок, Сергей Новиков, Елена Дриневская, Дарья Емельянова.
Фигуристая домработница Дуня (Елена Дриневская) изнывает от жары и безмужичья, опиваясь на досуге хересом. В свободное от этого занятия время она трудится в имении «отцов», которых в спектакле представляют сноб-западник Павел Петрович Кирсанов (Владимир Лемешонок) и его брат Николай (Сергей Новиков) — неуклюжий деревенский ловелас, содержащий в любовницах бывшую служанку.
В провинции все тихо и без затей. Вдруг туда, как Тунгусский метеорит в тайгу, вламываются «сыновья» — восторженный Аркадий Кирсанов (Михаил Селезнев) и его друг медик-циник Евгений Базаров (Виталий Гудков). Об этом появлении можно набрать целый роман из школьных сочинений — томов на 150, не меньше.
Пока публика охает, Базаров рассуждает. У амфибий внутри все как у людей, узнаешь одну — узнаешь всех. Схожие взгляды касаются женщин: «В отношениях полов нет ничего загадочного. Это чистая физиология. Покувыркались — и до свиданья!». Говорит Базаров быстро, поначалу кажется, что у него во рту булькает взволнованная каша. Потом понимаешь — этот герой силен не словом, а действием.
Оторопь берет, когда он, неожиданно влюбленный в богатую вдову, начинает лезть на стену и биться об нее же головой.
На сцене ставили все-таки не Тургенева, а Фрила, который адаптировал русские реалии под Запад. По воле режиссера герои специально чуть заигрывают с публикой. Павла Петровича называют старым козлом, весна ни с того ни с сего именуется «чумачечей»… как тут не поаплодировать?!
Первая часть спектакля длилась два часа. Высидеть и не возроптать смогли только преданные театралы. Остальные возмущалась: «Ну и затянули!». В антракте обнаружилось, что вместе с программками в фойе продавали роман Тургенева в краснофакельском дизайне с лицами актеров на обложке. За 150 руб. разрешалось освежить в памяти классику или просто заполучить в домашнее пользование коллективный портрет своих любимцев, не утруждаясь перечитывать.
Во втором действии почти ничего не происходит. Базаров погиб, и все скорбят о том, какой он был замечательный. Сильнее других печалятся родители. Не важно, потеряла или нет Россия великого человека, для семьи смерть сына — всегда утрата. И сразу думаешь: суббота, вечер, а ты еще на работе. Надо маме позвонить.
Под занавес все герои, как были в сюртуках и кринолине, устроили пляску под рок-версию песни Валерии: «А потом обними, а потом обмани… а маленькие часики смеются «тик-так». Я растерялась и забыла снять эту вакханалию на видео. Досадно. Словами такое не опишешь.
В целом спектакль годится для просмотра больше одного раза. Актуальность вечного вопроса отцов и детей подтвердили зрители. «Нашим детям и внукам легче, чем нам было. Но они свободу со вседозволенностью путают. Можно сказать всё и всем, оскорбить. Общество нормально такое поведение принимает», — рассуждает 70-летний Михаил Николаевич. И ему сразу возражает 20-летний Илья: «Старики говорят, что мы не уважаем их, потому что не согласны, что в их время хорошо было. Но у нас свой путь. Спектакль понравился. Пересмотрю его еще раз, но уйду после первого действия. Концовку с танцами вообще не понял. Могли бы хоть пару слов у Валерии поменять, а то глупо и смешно».
Александр Баргман настаивает, что его постановка — в первую очередь об ученом, который опередил свое время. Чванливые «отцы» не дозрели до его открытий — отсюда и конфликт. Но история получилась все-таки не про великий ум, а, скорее, про мальчика, который не справился со своей слишком «взрослой» философией.
Анна Наумцева
Фото red-torch.ru