19 сентября суббота
СЕЙЧАС +10°С

Корпорация видеомонстров: как продавец зубной пасты стал снимать ролики для Coca-Cola и других гигантов

Сначала он зарабатывал на государственных тендерах, а в пандемию — на онлайн-трансляциях

Поделиться

Владимир Соколов фотографировал на «Смену-8М», а когда появилась цифровая видеокамера, понял, что это безграничный мир: творчество с движением и звуком

Владимир Соколов фотографировал на «Смену-8М», а когда появилась цифровая видеокамера, понял, что это безграничный мир: творчество с движением и звуком

Новосибирец Владимир Соколов по образованию физик — ему всегда нравилось разбираться в технике и фотографировать, но много лет он работал региональным представителем в иностранных компаниях, в том числе продавал зубную пасту. В какой-то момент тяга к искусству победила, и он решил заниматься видеосъёмкой. Владимир занял пустующую в 2014 году нишу — ролики для госучреждений, исполнение которых нужно выигрывать на тендерах. Сейчас у него компания по видеопродакшену — «Видео профи». В пандемию она стала особенно востребованной, потому что всем оказалась нужна организация трансляций и мероприятия в онлайне. Журналист НГС Мария Тищенко узнала у него, сколько вложений потребовалось, сколько стоят ролики и как он собрал свою команду.

Видео: Антон Дигаев

Как физик и торговец стал продюсером

Владимир Соколов рассказывает, что у него с детства была тяга зафиксировать красоту мира и поделиться этим с людьми, но жизнь складывалась так, что он совмещал это с работой продавцом зубной пасты или парфюмерии:

— Видимо, это на протяжении всей жизни шло — я и в армии фотографировал, и в институте. Но были времена — 90-е — когда не очень было с экономикой в стране, и я какое-то время работал в иностранных компаниях региональным представителем, например, Colgate, Procter & Gamble — больше 10 лет проработал, но эта тяга к искусству в кадре всё равно оставалась.

Когда у Владимира появилась первая видеокамера, он понял, что перед ним открывается безграничный мир, который позволяет фиксировать звук и движения. И в 2014 году он решил поменять свою жизнь и зарегистрировался как индивидуальный предприниматель, потратив на это 1 тысячу рублей. Камера обошлась меньше 100 тысяч рублей, поэтому вложения в такой бизнес были сопоставимы с месячным бюджетом семьи.

Соколов изучал основы съёмки сам, но в 2014 ещё прошёл курсы режиссёра игрового и постановочного кино на базе ВГИКовской программы, а в 2020 году прошёл курс продюсера бизнес-продакшена.

«Нет смысла работать на дядю»

В первый же месяц после открытия ИП он выиграл первый государственный тендер — сумма контракта в несколько раз превышала зарплату:

— Стало очевидно, что нет уже смысла больше работать на дядю. Первый тендер — это была графическая работа без видеосъёмки для Агентства поддержки молодёжных инициатив для привлечения в предпринимательскую программу. Потом этот анимационный ролик крутился на билбордах по городу.

Сейчас в команде Владимира — шесть человек, но при необходимости на проекты привлекаются другие специалисты

Сейчас в команде Владимира — шесть человек, но при необходимости на проекты привлекаются другие специалисты

Владимир признаётся, что ему было не страшно начинать своё дело:

— Я по жизни везучий, если честно. На тот момент рынок видеоуслуг госзаказчикам был вообще свободен. У меня были контракты, где я был один как поставщик, даже аукциона не было по цене. Сейчас люди, конечно же, как говорится, прочухали этот момент и много видеопродакшенов участвуют в гостендерах. Это позволило мне года три — четыре достаточно хорошо работать на правительство Новосибирской области и другие бюджетные учреждения.

Владелец бизнеса отмечает, что сейчас участников тендеров становится больше — около пяти-шести, поэтому он замечает, что цена за работу снижается из-за этого, хотя объём остаётся прежним. Например, в прошлом году был контракт с общественной палатой за 160 тысяч, хотя, по оценкам Владимира, его цена — 250, судя по объёму работы, в этом году его выставили за 90 тысяч за примерно такой же объём, а на торгах стоимость снизилась до 68 тысяч.

«Видео, как говорится, рулит»

Параллельно с первыми тендерами стали появляться и коммерческие заказы от компаний: например, уже пять лет Владимир делает около 10 фильмом в год для РЖД, для Coca-Cola и других гигантов.

По словам Владимира, с блогерами они готовы работать, но, как правило, не складывается, потому что те хотят много за небольшие деньги

По словам Владимира, с блогерами они готовы работать, но, как правило, не складывается, потому что те хотят много за небольшие деньги

Начинал он один, а потом у него появился партнёр. Сейчас команда состоит из шести человек. Он считает, что большие проекты нелогично делать одному. Владимир Соколов теперь больше выполняет руководящую функцию, ведёт переговоры с заказчиками, придумывает концепции. Тендерные заказы стали не основными, в большей степени это постановочная съёмка с актёрами, съёмки с квадрокоптера и организация трансляций. Последние составляют около 40% заказов.

— Совершенно очевидно, что видеоконтент — это мощный драйвер маркетинга в наше время, и он продолжает развиваться: в YouTube это всё за миллиарды перевалило, я даже боюсь ошибиться. Видео, как говорится, рулит, если сказать простым языком, — уверен видеооператор.

По словам специалиста, видео для бизнеса можно условно разделить на две большие категории — конверсионное и имиджевое. Цель первого — призвать зрителя к какому-то действию: либо обратиться в фирму, либо купить товар. Второго — показать масштаб предприятия, его серьёзность, повысить доверие и средний чек у существующих клиентов.

Кроме того, по словам Владимира, можно выделить ещё обучающее видео, которое может быть как для сотрудников компании, так и для клиентов, особенно если компания продаёт сложный программный продукт или технику, неплохо бы объяснить клиентам, как этим пользоваться. По мнению Владимира, это значительно разгружает штат компании, потому что это ответы на стандартные вопросы.

Сейчас у каждого специалиста компании есть своё оборудование

Сейчас у каждого специалиста компании есть своё оборудование

Заказчики обращаются из разных сфер — услуги, медицина, геодезия, производственные предприятия, поэтому один из важных этапов работы с ними — это погружение в их ситуацию.

— Это может даже занимать несколько дней, когда мы приезжаем в офис к заказчику, на производство, пытаем маркетолога, директора. У нас есть специальный список, состоящий из 117 вопросов. Два — три часа может занять беседа, пока мы всё про фирму не расспросим. Только после этого становится понятно, какие боли есть у их клиентов, как эта фирма может их закрыть и как мы можем показать это на видео, — приводит пример продюсер.

Там есть вопросы о том, чем занимается компания, о звёздах среди клиентов, самом масштабном проекте, то есть с разных сторон, включая информацию о хобби директора. В процессе разговора рождается много идей, уверяет Владимир.

«Люблю во всякой технике разбираться, паять»

— До этого был чисто видеопродакшен — мы делали видеоролики. Но я по образованию физик и всё-таки учёный в душе: люблю во всякой технике разбираться, паять, поэтому меня заинтересовала тема интернет-трансляций. В июле 2019 года я начал транслировать занятия по йоге. Это получило такой хороший отклик у людей, а когда пришла пандемия, сыграло на руку, потому что я уже ориентировался, как делать трансляции, какие программы использовать и какую технику, — поясняет Соколов.

Какие-то накладки в трансляциях бывают, например, из-за того, что разная скорость интернета у участников из разных городов и стран, но с этим в компании научились справляться оперативно

Какие-то накладки в трансляциях бывают, например, из-за того, что разная скорость интернета у участников из разных городов и стран, но с этим в компании научились справляться оперативно

К трансляциям подключился ещё один партнёр, который тоже был увлечён этой темой. Поэтому сейчас в команде, помимо Владимира Соколова, есть специалист по трансляциям, два оператора, лётчик квадрокоптера и маркетолог, но всегда для проектов могут привлекаться другие люди:

— Чаще всего в индустрии команда может формироваться под проект — это не только у нас, это по всей стране. То есть если в штате продакшена три-четыре человека — это нормально, и в Москве то же самое, а если они берут крупный проект, то от 10 до 20 специалистов привлекают по подряду — сценаристов, дикторов, осветителей. Не будешь же их всё время в штате держать — это экономически необоснованно.

Владимир объясняет, что большинство корпораций привыкли проводить мероприятия в офлайне — конференции для сотрудников, обучение или промоакции:

— А сейчас раз — и им обрезали воздух в связи с этим коронавирусом, соответственно, они переходят в онлайн-формат.

«Почему в 10 раз дороже?»

Например, в этом году так прошёл Форум женских инициатив, а недавно Институт цитологии и генетики СО РАН проводил международную конференцию в течение пяти дней на английском языке с 200 докладчиками со всего мира.

В среднем имиджевый ролик стоит 70 тысяч рублей

В среднем имиджевый ролик стоит 70 тысяч рублей

Владимир говорит, что не только представители бизнеса обучаются и адаптируются к онлайну, но и его компания, потому что появляются различные новинки, в том числе в технике.

Стоимость работ, рассказывает владелец компании, разная: простые конверсионные ролики могут стоить от 5 тысяч рублей, например для Instagram, обучающие — 30–50 тысяч за серию роликов. В имиджевых роликах бюджет зависит от количества локаций, задействованных людей и дней съёмок: цены, как правило, начинаются от 50, средний чек — 70 тысяч. Трансляции стоят около 30 тысяч за день в одной локации.

Сейчас компания стала делать backstage, чтобы показывать заказчикам, как они работают.

— Показываешь заказчику ролик за 30 тысяч и за 300 тысяч — ну да, отличается, но он же не видит, сколько за этим работы стоит, почему в 10 раз дороже. А backstage как раз позволяет показать, как мы работаем, какую технику используем, как летаем, монтаж и так далее, — приводит пример Владимир.

Он замечает, что если из-за коронавируса в апреле произошло перераспределение заказов: на видеопроизводство заявки упали, а на трансляции поднялись, то сейчас бизнес понемногу восстанавливается, поэтому появляются разные заказы.

Какие истории ещё почитать

Три друга из Новосибирска основали компанию, которая приковала миллионы людей к мобильникам, — их игры видел каждый.

Житель Владивостока вложил четыре миллиона, чтобы построить в Новосибирске бизнес на досках на воде. Мы протестировали, как ими пользоваться.

История самого юного кондитера из Новосибирска, которая начала зарабатывать на наполеонах и медовиках в 11 лет.

оцените материал

  • ЛАЙК7
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня.Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!