26 января среда
СЕЙЧАС -14°С

Марш пивных банок

Работники киосков вышли на митинг против нового закона, который лишит их 40 % прибыли и заставит новосибирцев меньше пить

Поделиться

Поделиться

Справка: Сейчас 2ГИС Новосибирска знает 3192 киоска без разделения по специализации, то есть к ним относятся и фруктово-овощные киоски, и точки фастфуда, и киоски по изготовлению ключей и ремонту обуви, и другие.

1 мая участники недавно созданного общероссийского движения «Коалиция киоскеров» примкнули к митингу оппозиционных партий на площадке у ГПНТБ. Туда пришли с плакатами «Нет дискриминации малого бизнеса!», «Мы против дискриминации права киосков продавать пиво и табак!» около 30 представителей новосибирских сетей киосков, в частности таких как «РБК», «Тринит+», «Меркус».

Работники киосков напомнили, что с 1 января 2013 года под запрет попадет продажа пива в нестационарных торговых объектах и на остановках общественного транспорта. Также Минздравсоцразвития подготовил законопроект, закрепляющий право на торговлю табачной продукцией исключительно за стационарными торговыми точками площадью не менее 50 кв. м. По мнению предпринимателей, изъятие из их торгового ассортимента пива и сигарет повлечет за собой разорение большинства торговых точек, в результате чего мелкорозничная торговля уйдет в тень.

Поделиться

Учредитель компании «РБК» (киоски на остановках в Центральном районе) Ирина Ребека считает, что мелкорозничный бизнес умрет, потому что ему не оставили продуктов для торговли: «Запретили бы всем торговать, но магазины-то остаются, заполучив наши обороты. Пивные компании говорят, что продажа пива через киоски — это 40 % оборота пивных компаний».

По оценке Наталии Кошелевой, законопроекты, касающиеся торговли пивом и сигаретами в киосках, могут лишить работы около 3000 новосибирцев. Как подчеркивает гендиректор «Тринит+» (около 20 киосков) Анна Стрельникова, в киосках работают самые социально незащищенные слои населения — матери-одиночки, женщины предпенсионного возраста, а также люди из области, которые не могут там найти работу.

Она сообщила, что пиво составляет от 45 до 50 % в обороте киосков, в центре — чуть меньше, потому что сюда люди ездят на работу и больше берут кофе и шоколад.

Поделиться

Михаил Епишкин, координатор «Коалиции киоскеров», который руководит ЗАО «Эмлок» (21 киоск в Новосибирске), со ссылкой на свежее исследование Нового сибирского института сообщил, что 70 % субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточены в сфере торговли, они формируют 52 % торгового оборота области.

«Сейчас в среднегодовом объеме продаж на пиво приходится 30 %. Если мы уберем пиво, то 75 % будут составлять сигареты. Как только запретят пиво, я уволю каждого третьего. Если выведут сигареты, баланс будет полностью разрушен, и я не смогу существовать», — объяснил Михаил Епишкин.

Даже общественная организация «Трезвый город», которая называет пиво-табачные киоски «главным источником наркотизации детей и молодежи» и считает необходимым их убрать, обратилась к Президенту РФ, губернатору НСО и мэру Новосибирска с требованием озвучить конкретные шаги по поддержке малого бизнеса в условиях неизбежного изъятия алкогольной и табачной продукции из нестационарной сети, чтобы для работающих в этой отрасли людей не было серьезных социальных последствий.

Число страдающих алкогольной зависимостью в НСО незначительно, но уменьшается — с 35 тыс. человек в 2010 году до 31 тыс. человек в 2011 году. Об этом рассказывал по итогам года главный нарколог региона Равиль Теркулов, отмечая, что такова официальная статистика.

По его словам, чтобы получить реальное представление об уровне алкоголизации населения, нужно увеличить этот показатель в 2–3 раза. Вместе с тем происходит снижение смертности от употребления алкоголя и его суррогатов — с 621 до 548 случаев в год.

А вот табачная зависимость — для Новосибирской области большая проблема, и количество курильщиков не уменьшается. Сейчас у нас курят порядка 40–45 % взрослого мужского населения и около 20% женского.

Директор по маркетингу ТХ «Сибирский Гигант» Евгения Филина считает, что после вступления в силу законопроекта о сигаретах в гипермаркетах, скорее всего, произойдет небольшой рост продаж сигарет в блоках — так как часть покупателей перейдет от импульсной покупки сигарет к планируемой. Также рост продаж сигарет будет и в магазинах возле дома, куда пойдут за ними покупатели киосков. «Необходимо учитывать и тот фактор, что отсутствие возможности приобретать сигареты в киосках должно подтолкнуть часть курильщиков к отказу от сигарет, — рассуждает Евгения Филина. — Если говорить о пиве, то прироста продаж не ожидается, так как покупка пива в киоске — это импульсная покупка. Кроме того, рост продаж пива ограничен введением закона, запрещающего его продажу в ночное время с 1 января 2013 года».

Елена Сафронова

Фото thinkstockphotos.com (1), Елены Воробьевой (2), Ирины Малыгиной (3)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter