NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

ясная погода, без осадков

ощущается как -2

1 м/c,

южн.

762мм 83%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама

Нестойкая «оловяшка»

Новосибирский оловокомбинат расписался в неплатежеспособности на фоне роста цен на свою продукцию

Новосибирский оловянный комбинат (НОК) попросил признать себя банкротом, когда цены на олово начали расти, а правительство пообещало индустрии мощные налоговые послабления. Кредиторы и эксперты сходятся во мнении, что у комбината серьезные финансовые проблемы — общий долг превышает 1 млрд рублей, и выплатить его, имея годовую прибыль, не превышающую 10 млн рублей, будет непросто. С тем, как уникальное предприятие оказалось в такой ситуации, пытался разобраться корреспондент НГС.БИЗНЕС.

Иск о признании себя банкротом НОК подал в Арбитражный суд Новосибирской области в начале июня. Это не первая попытка такого рода — в прошлом году аналогичный иск к НОКу подали поставщики сырья из Хабаровска. Однако тогда руководство комбината заявило, что речь идет о тяжбе из-за уже погашенных векселей и оснований для банкротства нет.

«Скорее всего, банкротство компании состоится уже в ближайшее время. Такое развитие событий можно было ожидать — долговая нагрузка компании крайне высока, и НОК уже с 2008 года не справлялся с ее обслуживанием», — считает замначальника аналитического отдела ИК «Грандис Капитал». Тимур Хайруллин.

По данным отчетности, к I кварталу 2010 года просроченный долг комбината достиг 356,3 млн руб., а общий долг — более миллиарда рублей. В I квартале 2010 года предприятие получило чистую прибыль в размере всего 7,7 млн рублей, свидетельствовало сообщение компании. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль упала на 7,6 %.

В то же время по сравнению с концом 2009 года чистая прибыль выросла в 3,7 раза — цены на олово начали активно расти. Именно в этот момент собственники решили обанкротить предприятие.

Глава Сибирского банка Сбербанка РФ Владимир Ворожейкин, чьему учреждению металлурги должны больше всего (просрочка по кредитам — 217,7 млн рублей), заявил журналистам, что ему «трудно комментировать», чем вызвано заявление о банкротстве именно сейчас.

«Но то, что предприятие работает, отгружает продукцию, это факт, — заметил банкир. — Проблемы (с возвратом долга) были уже полгода назад, и никаких изменений к лучшему с тех пор не произошло». По словам господина Ворожейкина, комбинат не платит по кредитам уже больше года, и при этом «было столько затягиваний, беганий, прятаний и больничных листов, что можно статью написать». Предложение комбината пролонгировать кредит на пять лет, по словам главы Сибирского банка, он отверг.

«Мы, конечно, крутой банк, но мы не альтруисты, чтобы ждать пять лет и думать, погасят тебе кредит или нет», — резюмировал он, добавив, что НОК «скорее мертв, чем жив».

Зато в банке «Алемар» (НОК должен ему 164 млн рублей) настроены подчеркнуто благодушно. «Мы привыкли работать в постоянном контакте и сейчас обладаем достаточной информацией о событиях, происходящих внутри предприятия, и о мерах, предпринимаемых руководством НОК для нормализации финансовой деятельности. Полагаем, что возникшие у комбината трудности имеют временный характер, и благодаря активным действиям менеджмента в скором времени ситуацию удастся стабилизировать», — заявил НГС.БИЗНЕС гендиректор «Алемара» Игорь Меньшенин. Кроме того, долги обеспечены качественным ликвидным залогом, что снижает риски банка, уверяет он.

В приемной НОК, куда корреспондент НГС.БИЗНЕС обратился с просьбой передать главе комбината Александру Дугельному вопросы о причинах банкротства, сообщили, что в ответ «никакой информации не поступило».

Примечательно, что заявление о банкротстве оловокомбината точно совпало с заявлением Правительства РФ о готовности уже с 2011 года серьезно облегчить жизнь российской оловянной индустрии.

В начале июня Минфин опубликовал проект решения обнулить ставку налога на добычу олова в Приморском крае, где расположены крупнейшие залежи этого сырья (95 % разведанных запасов). Сейчас ставка налога на добычу полезных ископаемых по этому сырью составляет 8 %.

НОК отгружает свою продукцию многим ведущим российским и мировым промышленным концернам. В общей сложности партнерами завода были более 800 предприятий России, СНГ, Англии, Франции, США, Южной Кореи. При этом имущественный комплекс комбината в Новосибирске давно используется для сдачи в аренду. Сейчас, по данным справочника «ДубльГИС», на исторической территории предприятия можно обнаружить более 40 организаций.

«Скорее всего, на предприятии будет введена процедура внешнего управления, а само предприятие будет выставлено на торги», — считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.

При этом, по мнению эксперта, останавливать печи никто не станет. На период внешнего управления НОК, в случае реализации такого сценария, обеспечивать его деятельность, «возможно, будут за счет средств бюджета». Тем не менее администрация Новосибирской области пока публично не выступала с какими-либо инициативами, подразумевающими вмешательство в судьбу знакового для региона производства.

Справка: Основные акционеры ОАО «Новосибирский оловянный комбинат»: новосибирские ООО «Брайт» (11,06 %), ООО «Траст» (16,02 %), ООО «Интес» (15,78 %), кипрские Versalo Commercial Limited (8,14 %) и Barcelo Commercial Limited (5,98 %), у гендиректора Александра Дугельного — 3,03 %, у его дочери Елены Дугельной — 2,16 %. Дочерние компании: ООО «Дальолово» (100 %), ООО «Тянь-Шаньолово» (50 %), ЗАО «Северский стекольный завод» (45,67 %), ООО «Рубин» (100 %), ООО «Станнум Кемиклз» (100 %), ООО «Востоколово» (100 %), ООО «Янолово» (50 %). (Данные компании — отчет за I квартал 2010 года)

Петр Малков

Фото Стаса Соколова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления