5 августа первый вице-премьер Игорь Шувалов доложил Владимиру Путину о новом плане мероприятий по снижению смертности россиян в ДТП, рассчитанный на ближайший год. Разработка плана велась по поручению Президента еще с мая, однако поторопиться членов правительства заставила очередная страшная авария — в столкновении автобусов в Хабаровском крае погибло 16 человек, включая детей. Корреспондент НГС.АВТО изучил все 32 пункта «антисмертельного» плана, чтобы понять, какие новшества ждут водителей в ближайшее время.
Хабаровский кошмар
На совещании президента Владимира Путина с членами Правительства РФ 5 августа замминистра внутренних дел РФ Виктор Кирьянов доложил о том, что в этот же день, 5 августа, на 145-м км дороги Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре лоб в лоб столкнулись два автобуса. В аварии погибли 16 человек и более 50 получили травмы. И среди погибших, и среди раненых есть дети. По предварительной информации, причиной аварии стало превышение скорости и выезд на «встречку» одного из водителей. Также, по заявлению Кирьянова, сопутствующим фактором могло стать то, что за 300 м от места ремонтных работ не было необходимого предупреждающего знака (водитель одного из автобусов объезжал строительную технику).
После Виктора Кирьянова с докладом выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он рассказал о завершении разработки плана по снижению смертности в ДТП, рассчитанного до середины 2016 года. 15 мая Владимир Путин поручил разработать такой план, а 4 августа Дмитрий Медведев уже подписал готовый документ.
Мыслить стереотипами
«Антисмертельный» план состоит из 32 пунктов, объединенных в разделы по темам. Самый интересный раздел, объединяющий 10 пунктов, называется «Формирование стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения».
Первое изменение (п. 22) — это введение нового повышающего коэффициента ОСАГО за неоднократное нарушение ПДД. Чем чаще нарушаешь, тем больше платишь за полис.
Схожая реформа (п. 25) — это дифференцированное наказание за систематическое нарушение ПДД. Тот, кто нарушает чаще, платит больше того, кто нарушил случайно.
Еще одно отягощающее жизнь нарушителей новшество (п. 27) — это запрет на некоторые виды (какие — пока неизвестно) государственных и муниципальных услуг для должников по штрафам.
Также планируется ввести возможность внесения залога за задержанное авто (за нарушение ПДД) в качестве обеспечительной меры (п. 23).
Занимательное изменение — это введение понятия «опасное вождение» (п. 24). Фактически поставлена цель «определить состав правонарушения "опасное вождение"». К примеру, сегодня в ПДД нет понятия «подрезал» или «намеренно не пустил на свою полосу того, кто обгоняет по встречной полосе слева». Нередко к ДТП приводят агрессивные маневры тех водителей, которые формально оказываются ни при чем.
Пункты 28 и 29 идут в паре, предлагая перевести камеры видеофиксации в категорию обязательных элементов обустройства автодорог (сейчас они являются дополнительным техсредством), а также разработать правовую базу, позволяющую использовать для установки камер здания, не принадлежащие властям.
Пункты 30 и 31 гласят, что необходимо размещать больше социальной рекламы о соблюдении ПДД и активней работать с молодежными общественными организациями.
Пункт 26 уточняет юридические моменты проверки водителей на алкоголь во время специальных мероприятий ГИБДД, а п. 30 носит чисто формальный характер.
dorogi.gov.ru
Еще один раздел, состоящий из 3 пунктов, посвящен созданию публичной системы мониторинга за ситуацией на дорогах. Для этого будет создан единый интернет-портал с данными обо всех аварийных участках дорог, мерах снижения аварийности (например, установке светофора в определенные сроки), телефонах экстренных служб и пр. Также особенностью портала будет система обратной связи с водителями.
«Скорая» уже летит
Остальные пункты плана посвящены усилению ответственности причастных к дорожной сфере органов власти, а также юридических лиц, осуществляющих перевозки людей или грузов. Единственный пункт, который может быть интересен не только чиновникам и бизнесменам, а также простым водителям, — это разработка концепции использования вертолетной авиации для доставки в больницы пострадавших в ДТП. Эта идея кажется удачной как для отдаленных участков междугородных трасс, так и для намертво забитых заторами магистралей больших городов.
Марк Волков
Фото kremlin.ru