3 декабря пятница
СЕЙЧАС -3°С

Маршрутки не катят

Несмотря на повышение цен, из Новосибирска исчезают маршрутки — их уничтожают молодые водители, кризисная нехватка пассажиров и политика властей

Поделиться

Поделиться

Распоряжение департамента по тарифам Новосибирской области о повышении цен на проезд появилось 11 февраля. В общем и целом документ предусматривает повышение цен более чем на 10 %. Причинами подорожания названы общий рост цен, подорожание ГСМ и запчастей, о которых перевозчики сигнализировали в органы власти.

Для стандартных городских маршрутов повышение цены составило 2 руб., для удлиненных — 3 руб. Теперь проезд в новосибирских трамваях и троллейбусах стоит 18 руб., в автобусах — 19 руб. Маршрутные такси на расстояние до 15 км возят за 20 руб., если свыше 15 км — уже за 25 руб. Специальным пунктом в приказе расписывались так называемые «таксомоторные перевозки по отдельным маршрутам регулярного городского сообщения», в основном это популярные маршруты в различные отдаленные и спальные районы: № 68 «Метро «Речной вокзал» – ул. Твардовского», № 23 «Метро «Речной вокзал» – ул. Экваторная», № 6 «Метро «Речной вокзал» – ул. Белоусова», № 91 «Метро «Речной вокзал» – Общественный торговый центр», № 20 «Метро «Речной вокзал» – Микрорайон Щ» и др. — здесь тариф изменился с 35 до 38 руб. На пригородных маршрутках цены доходят до 50–60 руб.

Большинство перевозчиков переписали тарифы на своих автобусах и маршрутках в первый же день повышения. «Экономическая составляющая при предыдущем тарифе никоим образом не отображает действительность, я не знаю, как можно работать по старым тарифам, если работать в рамках закона, платить налоги, то это невозможно. [Повышение тарифа] никак для роста не поможет, но, по крайней мере, стабилизирует обстановку», — говорит председатель правления «Транспортного Союза Сибири» Валерий Ильенко.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ убедился, что, например, в маршрутке № 91 «Метро «Речной вокзал» – Общественный торговый центр» продолжают брать за проезд 35 руб. вместо 38. В маршрутке № 322 до Кольцово брали уже по 38 руб. Директор ООО «Диамант-1», занимающегося обслуживанием 91-го маршрута, Виталий Степанов говорит, что хотели оставить старый тариф из-за повышенной конкуренции на этом направлении. «Люди ездят, если бы задрали [тариф], другие были бы проблемы, ну оставили тариф, хотели так попробовать. На сегодня тариф повышен. Сами понимаете, в том направлении — сколько там транспорта ездит. Не всегда [народ забивается], в часы пик забивается, а в течение рабочего дня народу мало», — объясняет Степанов. На маршруте 1312 (40), где в первые дни после повышения пассажиры видели старый тариф, перевозчики утверждают, что тоже ввели новые цены. «Даже при поднятии цен мы видим, что подходит маршрутка, и они [пассажиры] также набиваются и едут», — говорит директор «ИП Куранова» Лариса Куранова.

По данным департамента транспорта мэрии Новосибирска, всего в городе 124 трамвая, 294 троллейбуса, 929 маршрутных такси, 839 автобусов. За 2014 год общее количество перевезенных пассажиров наземным транспортом составило 350 млн человек.

При этом трамваи перевезли 23 млн человек (99 % от объемов 2013 года), троллейбусы — 51 млн человек (рост на 1,6 %), муниципальные автобусы — 11 млн человек (снижение на 7 %), частные автобусы — 178 млн человек (рост на 5,9 %), маршрутки — 83 млн человек (снижение на 14 %).

«Снижение объемов перевозок на 7 % связано с высоким уровнем амортизации муниципального автобусного парка. Отрицательная динамика на маршрутных такси связана со снижением их количества с 1059 до 929. Число автобусов большой и средней вместимости увеличилось с 626 до 734», — поясняют в департаменте транспорта.

В середине февраля издание РБК со слов первого вице-мэра Новосибирска Андрея Ксензова сообщило, что общий пассажиропоток по сумме автобусов и маршруток в городе уменьшился на 9 %, по метро на 4,5 %. Специалисты связали это с увеличением доли личного транспорта — по данным мэрии, прирост за год составил 20,6 тыс. автомобилей. Впрочем, городские власти признают, что еще одним фактором снижения перевозок стало «сокращение деловой активности населения».

Эксперты и перевозчики сходятся во мнении, что 2015-й станет годом дальнейшего уменьшения пассажирских перевозок, особенно в доле маршруток — из-за курса властей на переход к большим автобусам.

«Кризисная ситуация отражается. Где-то какие-то сокращенные дни, сокращенная неделя. Тот, кто ехал на работу, тот сегодня не едет», — рассуждает председатель правления «Транспортного Союза Сибири» Валерий Ильенко. «Общий объем падает, сокращают, увольняют, меньше куда-то едут», — соглашается индивидуальный предприниматель Эдуард Остапенко (маршрутки № 13, 15, 20, 35, 43). Дальнейшее падение объемов прогнозируют и другие перевозчики. «Меньше стал [пассажиропоток], прям заметно, на 10–15 %. Пересаживаются на личный транспорт», — предполагает директор ООО «Академ Лайн» Алексей Курбатов (маршрутки № 15, 35, 43, 86, 88).

«Надо рассчитывать загрузку на основе миграции людей. Вы посмотрите, сколько много пустого транспорта ходит, конкурируют между собой. Отсюда проблемы у нас, когда вечером из спальных районов люди не могут уехать. Эта модель неправильная. Мы сторонники модели единого билета, [пассажир] с пересадками едет, как в метро, и для него это обходится в стоимость одного билета. Нужно просто логистику изменить», — уверен в необходимости реформ городского транспорта координатор общественного движения «Пассажирский фронт» Юрий Кийко.

Дмитрий Косенко

Фото Александра Ощепкова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку