NGS
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+14°

облачно, без осадков

ощущается как +11

4 м/c,

с-з.

749мм 59%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Дороги и транспорт Пешеход спешит в морг

Пешеход спешит в морг

Новосибирские пешеходы нарушают правила не меньше водителей, но после ДТП суды чаще встают на их сторону

Трагические сюжеты о сбитых насмерть пешеходах появляются в новостях едва ли не каждый день. Годовой статистики задавленных и покалеченных на дорогах Новосибирской области хватит на локальный военный конфликт. При этом, по данным ГИБДД, в половине случаев причиной подобных аварий становится поведение самих пешеходов. Лихачество водителя объяснить проще — он, в отличие от незащищенного ничем пешехода, на железном коне, ему «не страшно». Что толкает пешеходов рисковать жизнью и здоровьем во время опасных маневров на проезжей части и почему суды заставляют даже невиновных водителей оплачивать моральный вред пешеходам — в материале НГС.АВТО.


Один из последних трагических примеров нелепой смерти пешехода — случай 4 июля на ул. Фрунзе напротив клиники НИИТО. Рано утром молодая медсестра Наталья Б. очень торопилась на работу и решила перебежать дорогу в неположенном месте — всего в 35 м от регулируемого светофором пешеходного перехода. Перебежав половину дороги и остановившись на двойной сплошной, Наталья стала дожидаться, пока проедут все машины. Один из водителей уступил девушке, и она бросилась перебегать оставшуюся часть дороги, не глядя направо, на второй ряд. Как раз по этому ряду и несся седан Toyota, не успевший затормозить. У Натальи не было шансов — от страшного удара по ногам ее развернуло, и она угодила головой прямо под задние колеса авто.

Тварь я дрожащая или право имею

Нередко пешеходы предпринимают и более опасные маневры, перебегая 8-полосные магистрали или пересекая перекресток на красный свет наперерез потоку машин. Директор новосибирского «Центра психотерапии» Александр Буцких отмечает, что первая причина подобного поведения, лежащая на поверхности, — это стремление многих наших граждан самоутвердиться посредством демонстративного несоблюдения норм закона. Человек доказывает себе и окружающим, что он не какой-то там «терпила», а имеет право поступать так, как ему хочется. Например, перейти там, где ему удобно, а не там, где нужно.

Суицидальный авось

Вторая причина иррационального поведения подобного рода, будучи более глубокой, также касается российского менталитета. Это глубинный фатализм и некое перманентное отчаяние современного россиянина. По наблюдениям Александра Буцких, люди на подсознательном уровне не особо сильно ценят свою жизнь. Поэтому позволяют себе надеяться на «авось» и «небось» в вопросах жизни и смерти. «Здесь могут быть исторические причины. Традиционная религиозная идеология настраивала человека на то, что лучшая жизнь наступает после смерти, а насколько благополучна жизнь нынешняя — не так уж и важно. Да и большевики постарались. Многие построенные в XX веке города — это, по сути, огромные фабричные поселки. Есть завод, есть бараки для работников завода и минимальная инфраструктура. Человек важен только как часть производственного процесса. Когда он выходит на улицу, его ценность даже в его собственных глазах как бы снижается. Для Новосибирска это актуально лишь частично, так как наш город все-таки изначально возник как транзитный и торговый узел», — описал ситуацию психотерапевт.

Третья причина, по мнению психотерапевта, — это простая незрелость культуры взаимоотношений на дороге. В СССР личного транспорта было сравнительно мало, и пешеходы с водителями начали активно сталкиваться сравнительно недавно. В отличие от США и Европы, где эта культура значительно старше.

Несерьезные штрафы

Как считает председатель правления общественной организации «Форпост» Ирина Морозова, причины нарушения ПДД со стороны пешеходов сходны с причинами лихачества водителей: это несовершенство законодательства, отсутствие неотвратимости наказания и низкий уровень культуры поведения на дороге. «Если бы штраф за переход дороги в неположенном месте был больше, чем сейчас, многие бы задумались, стоит ли. К каждому пешеходу инспектора ГИБДД не приставишь, это так. Но ведь существуют технические средства автоматического контроля — например дорожные видеокамеры. Что касается культуры, то здесь, по-видимому, необходима смена нескольких поколений, чтобы сознание людей изменилось», — рассуждает эксперт.

Водитель платит. Всегда

Директор компании помощи автомобилистам «Автоюрист» Денис Алмазов признал, что российские законы устроены так, что водители нередко оказываются «без вины виноватыми». По словам эксперта, даже если виновником ДТП признан пешеход, водитель все равно обязан выплатить ему или его родственникам (в случае гибели) компенсацию морального ущерба. Суд не решает, должен ли платить автомобилист, он решает — сколько тот должен платить. Эта практика прописана в Гражданском кодексе и основывается на понятии «источник повышенной опасности», под которым подразумевается автомобиль, самолет, поезд и другая техника. «Если ты управляешь «источником повышенной опасности», будь готов заплатить даже в том случае, если ты не виноват в самом ДТП. Новосибирские суды в среднем оценивают моральный вред за травмы в районе 100 тыс. руб., а в случае гибели — в пределах 200–300 тыс. руб. Доказать степень морального вреда крайне сложно. Зачастую задачей потерпевшего является убедить судью на эмоциональном уровне, заставить сочувствовать. Я знаю случаи, когда человек за синяки отсудил 130 тыс., а родители погибшего ребенка получили 500 тыс. руб.», — рассказал юрист.

Марк Волков

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления