В среду, 22 июля, сотрудники Россельхознадзора по Новосибирской области обследовали первую подержанную иномарку в соответствии с новыми правилами прохождения таможни для таких автомобилей. Напомним, с 15 июля все типы легковых, грузовых автомобилей, тракторы и некоторые виды спецтехники — от автокранов до пожарных машин — для завершения таможенного оформления должны пройти обязательный фитосанитарный контроль: сначала на границе, а потом еще и в конечном пункте следования. Теперь если в поддержанной иномарке инспектор обнаружит вредное насекомое, то автомобиль не сможет пройти растаможку до проведения лабораторных анализов и экспертиз. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, почему представители автобизнеса считают новые правила смешными и неэффективными.
После введения на прошлой неделе новых правил прохождения таможенного оформления для поддержанных иномарок первым таким транспортным средством в области оказался автомобиль Toyota RAV-4 2008 года. Его хозяйка — молодая девушка из Киргизии, которая решила переехать на новое место жительства именно в Новосибирск.
На границу с Новосибирской областью девушка приехала еще в понедельник. Там, на пункте пропуска Павловка, в 50 километрах от Карасука, инспекторы Россельхознадзора сделали первичный осмотр автомобиля. Вторичный прошел уже в среду на новосибирском автотранспортном посту в Клещихе.
Девушке выдали на руки акт о прохождении фитосанитарного контроля, теперь ей уже ничто не помешает завершить таможенное оформление.
Согласно сообщениям пресс-службы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, фитосанитарный контроль транспорта, пересекающего границу России, был всегда, но только с середины июля, после того как был расширен перечень подкарантинной продукции и товаров, таможенники уже не имеют права допускать ввоз подержанных иномарок без санкции Россельхознадзора.
Объясняется это тем, что за период 2007-2008 гг. инспекторами Россельхознадзора было выявлено больше четырех тысяч единиц ввозимой техники, содержащей «биологические материалы и почву», «насекомых в живом и мертвом виде». В 14 случаях находки оказались опасными карантинными объектами, в частности, японским жуком — вредителем сельскохозяйственных растений.
Как уточнил автору начальник отдела надзора в области карантина растений Управления Россельхознадзора по Новосибирской области Юрий Похлебин, для сибиряков наибольшая угроза в этом плане исходит со среднеазиатского направления, так как Новосибирская область напрямую граничит с Казахстаном и через контрольный пункт в районе Карасука проходит достаточное количество автотранспорта переселенцев из стран СНГ.
«Со среднеазиатского направления привезти в воздушных фильтрах, решетках радиаторов можно любые виды насекомых и семян растений, — говорит Юрий Похлебин. —
Просто раньше на этом не заострялось внимание, но, например, такое растение, как амброзия, может зацепиться за машину элементарно. А ее пыльца вызывает сильную аллергическую реакцию, вплоть до заболевания астмой. Или можно привезти повилику, которая паразитирует и уничтожает очень многие растения».
Теперь, по мнению представителей Россельхознадзора, зарубежной заразе поставлен мощный заслон, поскольку теперь уже сам автовладелец заинтересован в том, чтобы побыстрее пройти таможенное оформление, а значит, обязательно перед границей вычистит свой автомобиль, чтобы при фитосанитарном контроле в нем ничего не нашли.
Как говорят представители компаний, которые занимаются доставкой иностранных машин для новосибирских покупателей, новые ужесточенные правила прохождения таможни их не пугают.
«Это все ерунда, разве что только в будущем будут за фитосанитарный контроль брать какие-то деньги, — рассуждает Роман Облецов, директор компании «РДМ-Импорт», занимающейся доставкой автомобилей из Японии, Америки, Канады, Европы. — Повлиять на бизнес настолько, чтобы машины встали на границе и не могли пройти растаможку, такая мера не сможет.
И потом, государство все время вводит то один, то другой обязательный сертификат, так что мы уже привыкли. На цене автомобиля мойка машины перед границей вообще никак не отразится».
Своего коллегу поддержал и генеральный директор компании JUCA, занимающейся поставкой автомобилей из Японии, Сергей Глазко: «На автобизнес новые правила вообще никак не повлияют, и я не знаю, зачем их вообще ввели». По мнению специалиста, проверять на наличие жучков и растений японские автомобили глупо по той причине, что «японцы не свиньи и всегда моют свои машины».
«Когда я слышу, как после введения новых правил в радиаторе какого-то японского автомобиля нашли птичье гнездо, мне смешно, — говорит Сергей Глазко. — Японцы даже накидки на машины делают, чтобы не дай бог она по дороге к покупателю не запылилась, о каких жучках в салоне можно вообще говорить? Это акция не против насекомых, а против людей».
Кроме того, по мнению автодилеров, вводить жесткий фитосанитарный контроль за ввозимыми поддержанными иномарками уже поздно, так как из-за кризиса и повышения в начале года таможенных пошлин этот рынок капитально обвалился. Такую точку зрения автору подтвердили и в Сибирском таможенном управлении, уточнив, что если в первом полугодии 2008 года Новосибирской таможней было оформлено 2241 легковых транспортных средства, то за полгода 2009-го — только 273.
Андрей Ткачук
Фото предоставлено пресс-службой Россельхознадзора по НСО