В народном фольклоре почти каждой семьи можно встретить мифы и истории о том, как тот или иной ее член успешно противостоял собственным страхам.
К наиболее распространенным страхам относится страх темноты. Довольно часто он развивается в тот период, когда родители начинают приучать ребенка засыпать самостоятельно. Ребенок всеми доступными ему способами и средствами цепляется за родителя, сначала искренне выражая свою потребность: посиди со мной минутку, я так хочу побыть с тобой!
Когда это не срабатывает, ребенок пускается во все тяжкие: хочу писать, какать, кушать, сказать бабушке «пока»! Родитель приходит в раздражение — на вечер запланировано столько всякого интересного, это то самое пресловутое «время на себя», которое из-за капризов ребенка сокращается с неимоверной скоростью. Взрослый строжится, рассказывает, что он смело засыпал в абсолютно темной комнате в возрасте своего чада, грозит оставить завтра без мультиков и вкусностей! Но он остается, и контакт сохраняется хотя бы какое-то время, прежде чем взрослый уйдет, хлопнув дверью. Как-то дверь слишком громко хлопнула... а вдруг это не фары пробежали по стене, а тень монстра — это днем он прикидывается деревом, а ночью... «Мама! Мне страшно!»
Даже если родитель предполагает, что ребенок ищет новые способы удержать маму или папу в своей комнате, игнорировать такой крик о помощи он не может. Многие не могут.
Разрешить или по крайней мере облегчить эту ситуацию могут следующие действия:
1. Для такого режимного момента, как укладывание, требуется свой распорядок и ритуал. Это касается любого режимного момента. Отбытию ко сну должен предшествовать стабильный набор успокаивающе-расслабляющих действий, учитывающий особенности и пожелания ребенка.
2. Некоторое количество качественно проведенного в контакте со взрослым времени: общение, игры, чтение.
3. Приобретение ночника также может снизить вероятность появления и развития ночных страхов.
4. Очень хорошо, что у взрослого есть собственный опыт самостоятельного засыпания. Однако с ребенком важно поделиться не только тем, что такой опыт был, как факт. А тем, как удавалось справляться с чувствами в той ситуации, в детском возрасте. Ведь это происходило по-разному: кто-то сочинял для себя смелые истории — этому можно научить и своего ребенка, если он еще не умеет. Кто-то вспоминал стихотворение С.Я. Маршака «Чего боялся Петя». Кто-то планировал завтрашний день, и этим отвлекался от переживаний.
Ребенок может справиться с чем угодно, когда чувствует себя в одной команде с родителями.
Фото thinkstockphotos.com