NGS
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+14°

облачно, без осадков

ощущается как +11

4 м/c,

с-з.

749мм 59%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Он и она Принцип красного карандаша

Принцип красного карандаша

Почему ругать ребенка значительно легче, чем поддерживать и хвалить?

«Ругающие» фразы берутся как будто из ниоткуда, сами собой:

«Да, что же ты у меня за наказание!»

«У всех дети как дети, а у меня что?»

«Не пойму, откуда у тебя руки растут?»

Список чего-то подобного можно продолжать почти до бесконечности. В ответ на предложение задуматься, почему так происходит, родители часто отвечают: а что, собственно, происходит? Мы слышали такие фразы, и ничего — хорошими людьми выросли!

Между тем, наше языковое сознание оценочно: мы точно знаем — то, что ребенок делает хорошо — правильно, так и должно быть, поэтому как-то отмечать особенно его уже ставшие привычными успехи вроде бы и смысла-то нет. Например, учится ребенок в школе хорошо — а как же ему еще учиться? Вот учился бы отлично — другое дело, за это и похвалить, и поощрить можно. Однако отличники оказываются в иной ловушке: если чуть сбавить обороты и начать учиться хорошо, а не отлично, родители расстроятся и санкции ввести могут «за неотличную учебу».

Если ребенок каждый день выполняет свои домашние обязанности: выбрасывает мусор и покупает хлеб — чего на это обращать внимание, так и должно быть! Вот если как-нибудь забудет, тогда ему стоит за это попенять.

В педагогике такое положение дел называется принципом «красного карандаша». Название пришло из практики проверки тетрадей. Когда учитель проверяет школьные сочинения, то выносит на поля десять видов ошибок: орфографические, пунктуационные, фактические, логические, стилистические и пр. При этом редкий учитель кладет рядом с собой, например, зеленый карандаш, чтобы отмечать успехи, которые минимально присутствуют в любом сочинении: интересные сюжетные повороты, удачные сравнения, яркие эпитеты... Кратко этот принцип можно сформулировать так: указывать нужно на недостатки, а не на достоинства, чтобы человек захотел исправиться и стать лучше.

Небольшой эксперимент: представьте, что вам предстоит спонтанно похвалить ребенка, какие слова, в каком количестве приходят в вашу голову? С большой долей вероятности можно предположить, что таких слов будет два: умница и молодец... А если вы хотите отчитать ребенка, например, за медлительность, какой набор слов приходит в голову? За поспешность? За неразумный подход к делу? За неаккуратность? Таких слов окажется на порядок больше.

Если регулярно задавать себе вопрос: а что хорошего сегодня сделал мой ребенок, можно выработать в себе полезный навык применения «зеленого карандаша».

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления