NGS
Погода

Сейчас+20°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+20°

облачно, без осадков

ощущается как +16

5 м/c,

ю-в.

743мм 38%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Недвижимость «Там ой-е-ей какие были трещины, но его сдали»

«Там ой-е-ей какие были трещины, но его сдали»

В доме на Горском жилмассиве рухнуло перекрытие — какие еще новостройки попадали в сводки происшествий и опасно ли в них жить

Длинные мартовские выходные отметились в новостях обрушением на стройке: на Горском жилмассиве рухнуло перекрытие дома. По заверениям экспертов, такие случаи сегодня довольно редки и не несут серьезных негативных последствий, но большинство обычных людей уверены, что качество строительства с каждым днем становится все хуже. Почему рушатся только что построенные дома и действительно ли «раньше было лучше», выясняла корреспондент НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ.

Поздним вечером 7 марта в строящемся доме на ул. Стартовой, 1 обрушилось перекрытие — о происшествии в МЧС сообщили очевидцы. Перекрытие между первым и вторым этажами было залито бетоном за несколько часов до обрушения, ночью работы не велись, так что на стройке никто не пострадал, рассказал начальник муниципальной аварийно-спасательной службы «Витязь» Дмитрий Фокин.

За выходные рабочие практически «замели» следы происшествия. В ООО МЖК «Энергетик» рассказали, что обрушение было частичное и небольшое — порядка 15 кв. м, сейчас производится расследование его причин.

«Естественно, проводится тщательный доскональный анализ, — отметил директор компании Александр Колесников. — Оснастку данного производителя мы сейчас исключили из своих строительных работ, идет выбраковка партии этого поставщика, дабы предотвратить подобные случаи». При этом он подчеркнул, что произошедшее не несет негативных последствий для уже готовых конструкций будущего дома.

Площадь обрушения на Стартовой, 1 — 15 кв. м, застройщик винит в нем нового поставщика материалов

Почти идентичное обрушение в конце 2014 года произошло в пристройке к дому по ул. Семьи Шамшиных, 20. Тогда находившиеся на месте аварии специалисты предположили, что причиной могла быть усталость металла или ошибка в установке опалубки перекрытия. Тем не менее происшествие не помешало ГК «Кварсис» благополучно достроить дом и сдать его в эксплуатацию осенью прошлого года. Еще один дом «Кварсиса» по соседству, на Шамшиных, 16, год назад пострадал от ветра: сильного порыва не выдержало остекление на верхних этажах, и часть балконных стекол вместе с алюминиевыми рамами улетели на парковку у дома, повредив одну из машин.

Контроль за подобными случаями ведет инспекция Госстройнадзора, но оперативно получить данные об их количестве и причинах не удалось. Главный архитектор компании «АкадемСтройПроект» Артур Лотарев сравнил их с авиакатастрофами: «Пока не соберут все данные самописцев, никто не понимает, отчего это, направленный это взрыв, теракт или просто пьяный летчик», — говорит он.

Покупка квартиры в новостройке — это лотерея, считает Сергей П., новосибирский конструктор, занимающийся проблемными объектами.

«Одну и ту же трещину в одной и той же балке можно трактовать по-разному в разных условиях ее работы. При сдаче просто заставят застройщика закрасить, скрыть — устранить дефекты. Покупатель в принципе об этом не узнает», — рассказал он на условиях анонимности.

Обрушившееся перекрытие на ул. Семьи Шамшиных, 20 в конце 2014 года не повлияло на строительство дома — его сдали вовремя

В качестве примера Сергей привел жилой дом на ул. Дуси Ковальчук, 250: в 2014 году его жители пожаловались на соседнюю стройку, из-за которой у дома начал разрушаться фундамент. По словам эксперта, проблемы у него были и до новой стройки. «Там ой-е-ей какие были трещины, но его сдали. Все перераспределилось, все замазали, он так и стоит сейчас», — рассказал он.

Впрочем, тут же добавляет Сергей, монолит — штука живучая и хитрая, и без трещин вообще работать не может, «он проектируется сразу с трещинами»: любой бетон треснет так, как ему надо, и придет в нормальное равновесное состояние. Но отличить «нормальные» трещины в монолитном каркасе от «плохих» покупатель самостоятельно не сможет.

Усадочные трещины не страшны, соглашается Артур Лотарев, — застройщики их обычно прячут под стяжкой и шпатлевкой. Ну а те, что могут повлиять на конструкцию дома, возникают по разным причинам: например, из-за бетона или арматуры неправильной маркировки, которые поставляет завод. Обрушения из-за этого очень редки.

Запас прочности зданий по современным нормативам закладывается в 2–2,5 раза больше, чем требуется. «Даже если нарушаются какие-то технологии производства работ, то это все предусмотрено в коэффициентах на дураков, а если что-то воруется — в коэффициентах на воровство», — иронизирует архитектор.

Частая причина различных ЧП на стройках — просчеты в геологических изысканиях или некачественно выполненные фундаментные работы. Формально Новосибирск находится в зоне с хорошими грунтами, но форс-мажоры могут случаться и у нас, говорит Артур Лотарев, — как в 90-х годах с одним из зданий у метро Октябрьская: «Сделали все правильно с точки зрения нормативов, геологические исследования [провели], и ровно посредине здания оказалось, что там вечная мерзлота. Начали строить здание — начал подтаивать грунт, здание стало трескаться», — рассказал он.

Грунтовая проблема то и дело всплывает при застройке района ул. Танковой: сначала землю «повело» при начале строительства торгового центра «Европейский», потом проблемы начались у ЖК «Астра», из-за строительства которого даже вводился режим ЧС, — застройщику пришлось дополнительно укреплять русло соседней речки.

ЖК «Астра» в принципе один из самых часто попадающих в новостные сводки комплексов: там были смертельные и несчастные случаи, пожар. Между тем, по словам начальника отдела новостроек АН «Квадротека» Владимира Дергачева, на продажи такие истории не влияют. «В 80 % домов всегда найдется кто-то, кто скажет: "А вы знаете, что этот дом проваливается?" Это уже как закон, без этого не обходится», — смеется он. Если же на стройке действительно обнаруживается серьезный дефект, дом находится под таким пристальным вниманием, что в нем потом будет даже надежнее жить.

Объяснять причины подобных происшествий стремительно падающим с годами качеством строительства неверно, единодушно соглашаются эксперты. Вера в «сталинки», построенные на века, — всего лишь незнание ситуации, уверяют они.

«Обрушений была масса. Мосты рушились, что там говорить о перекрытиях, — говорит архитектор Игорь Поповский. — Просто в советское время эти вещи категорически не афишировались, их старались скрыть».

Между тем с долговечностью кирпичных домов, которые нас всех переживут, г-н Поповский согласился: «Надо очень постараться, чтобы они рухнули». Единственная проблема, по словам архитектора, — это перекрытия, срок жизни которых ограничен. Даже железобетонные перекрытия из-за технологического брака, неправильного армирования или просто больших нагрузок могут прогнуться.

Впрочем, «на века» здания в России не строили никогда, подчеркивают архитекторы. Изначальный срок эксплуатации хрущевок — 30 лет, долговечность им обеспечил пресловутый коэффициент запаса. «Сейчас дома мы проектируем по СНиПу на 50 лет. Если человек покупает квартиру, он должен понимать, что внукам его [она] точно не достанется, — говорит Артур Лотарев. — Но я сомневаюсь, что кто-то требует: пожалуйста, на 100 лет мне постройте. Дом может простоять и 100, и 150 лет, но он и морально устареет, и физически».

Лиза Пичугина

Фото depositphotos.com (1), Александра Ощепкова (2), 54.mchs.gov.ru (3), предоставлено жительницей дома (4)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления