Новость о том, что мы работаем над концепцией по созданию главного городского парка на территории Заельцовского бора, вызвала бурную реакцию горожан. Скажу честно, особенно приятно было читать положительные отзывы читателей НГС о своей работе. Огромное им спасибо за поддержку. Но я благодарен и тем, кто критикует нас и не верит в искренность и чистоту наших помыслов. Именно они избавили меня от огромной работы по поиску информации о том, что на самом деле хотят видеть в Заельцовском бору горожане и чего ни при каких условиях видеть там не хотели бы. Всего за один день мы получили все страхи, все «боюсь» и «не верю» — это огромный материал проектировщикам и мне для дальнейшей работы.
Многое из того, что настораживает новосибирцев, уже учтено. Например, парковки (1500 машино-мест — это только на старте, а всего только в районе Восточного входа их будет более 5000) будут размещены на месте заброшенных железных гаражей со стороны ул. Жуковского и под землей. Спортивный центр с аквапарком будет построен на месте существующей сегодня свалки и снегоотвала. Жилье предполагается строить только на территории уже существующей промышленной застройки.
Так же как и горожан, больше всего меня смущает скоростная магистраль, которая по утвержденному ранее проекту разрезает бор пополам. Все понимают, что развитие транспортной сети необходимо, но также очевидно, что предлагаемое решение не лучшее — под вырубку уйдет до 20 га леса. Более изящные решения в виде туннеля пугают мэрию своей дороговизной. Но, на мой взгляд, — это всего лишь деньги. И задача для меня как бизнесмена тривиальна — их просто нужно заработать. Поэтому мы предлагаем именно это решение. То, что в стоке 2-й Ельцовки 80 % промышленных сбросов, я прекрасно знаю, поэтому в районе ул. Жуковского мы проектируем очистные сооружения, а ряд каскадных прудов, я надеюсь, позволит очистить ее воды до приемлемого для рыбоводства уровня. Территория бора не переходит в частную собственность, а остается муниципальной — наша задача просто содержать ее, сохраняя и развивая.
Во всем мире подобные инфраструктурные проекты реализуются за счет строительства жилья. Потенциальная возможность размещения жилья на всей прилегающей к бору территории — максимум 430 тыс. кв. м. Чтобы реанимировать парковую территорию, такого объема явно недостаточно, и нет смысла даже начинать говорить об этом. Притом что вся земля для этого строительства уже в частной собственности, она не принадлежит мэрии. Ее придется выкупать у собственников. В итоге можно переплатить за землю и остаться с комбинацией из трех пальцев, когда на парк ничего не останется.
Наша идея — развивать эту территорию за счет строительства жилья на левом берегу. Наше предложение: не строить четвертый мост — потому что с Красного проспекта он приведет на те же улицы, где уже сейчас пробки, — а построить сначала пятый мост. Створ пятого моста пройдет рядом с Заельцовским бором, и мы получим выезд с «Родников» на Экспоцентр и откроем всю левобережную территорию — Новомарусино, старую промзону, Затон, где можно посадить до 150 млн кв. м жилья. А это уже интересно. Сейчас в Новомарусино жилье по 32–36 тыс. руб. за «квадрат» продать не могут, а если бы здесь был пятый мост, и можно было в течение 10 минут оказаться в Заельцовском бору, зоопарке, центре?
Несколько лет назад мы выкупили землю в бывшей промзоне, где строим многофункциональный жилой комплекс со спортклубом и аквапарком. И рядом с ним мы готовы благоустроить территорию — убрать свалку и расчистить лес. Мы хотим сделать там Версаль и на своем примере показать, что, вкладывая в инфраструктуру, застройщик выигрывает. Мы обязательно учтем все пожелания и особенно опасения горожан. И обещаю, что приложу все усилия, чтобы ни одно дерево в лесу не было срублено и ни одно здание в лесу не было построено. Я согласен с горожанами, что застраивать лес — это кощунство.
Александр Бойко, владелец холдинга TS Group (группа компаний «Трансервис»)
Фото thinkstockphotos.com