Новосибирский перевозчик обкатывает на улицах города новую модель маршрутного такси — микроавтобус Renault Master. Он ездит по маршруту № 45, дешев в обслуживании и вмещает больше пассажиров, чем «ГАЗели» и «Форды». Чиновники планируют, что со временем место маршруток займут большие автобусы, — перевозчики рассказали, как власти выдавливают с улиц города микроавтобусы. Корреспондент НГС.НОВОСТИ протестировал новый микроавтобус, который по количеству посадочных мест уже приблизился к советскому «пазику», выяснил, чем он лучше привычных «Фордов», «Пежо» и «ГАЗелей», и узнал, сумеет ли он заменить их на городских маршрутах.
В новосибирском ПАТП-5 изучают новую модель маршрутного такси — микроавтобус Renault Master. Данный автобус в Россию поставляется в виде грузового, после чего его переделывают в пассажирский на 20 посадочных мест. Для сравнения: в ПАЗах, которые несколько лет назад повсеместно использовали на городских маршрутах, было 23 места. Как пояснили в компании «Автомир Премьер» (официальный представитель марки Renault в Новосибирске), в городе за последний год продано 10–15 таких машин.
В авто есть системы ESP, которая страхует водителя при снижении управляемости, и ABS, которая позволяет сохранять высокую управляемость автомобилем в случаях экстренного торможения. В качестве адаптации к российским условиям поставлена защита картера двигателя, сам он адаптирован к запуску в холодном климате, а также установлены передние и задние брызговики.
Максим Бородихин, водитель одного из первых появившихся в городе Renault Master, который ездит по 45-му маршруту, рассказал, что после пробега в 140 тыс. км на машине поменяли шкивы, ремень, крестовины и подвесные на кардане, но серьезного ремонта не было. Ему машина кажется надежной. «Вот посмотришь на "Форды": их двигатели начинают "капиталить" после 100–130 тыс. км. А тут пока нареканий не было. Но в обслуживании дорогая», — рассуждает Максим, объяснив, что запчасти к Renault Master достать сложно, поскольку таких автомобилей в городе немного. Даже у официальных представителей марки, по мнению водителя, комплектующие могут стоить в 1,5–2 раза дороже, чем если бы он искал их самостоятельно. Официальные представители Renault заверили корреспондента НГС.НОВОСТИ, что все уже изменилось: буквально в середине лета производитель резко снизил цены на запчасти, которые теперь доставляют в Новосибирск в течение 3–7 дней. «Есть снижение на 10–50 %, а есть позиции, которые чуть ли не в 2 раза снижены. И это — оригинальные запасные части. Поставки, в зависимости от срочности заказа, осуществляются оперативно — у "Рено", наверное, 99 % комплектующих на российских складах», — пообещал замдиректора по продаже автомобилей марки Renault компании «Автомир Премьер» в Новосибирске Василий Возилкин.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ протестировал микроавтобус в качестве пассажира, проехав на нем половину 45-го маршрута. Было заметно, во-первых, что
пассажирам в этом салоне сидеть чуть более комфортно, чем в аналогичных импортных микроавтобусах, и высота потолка у «Рено» чуть выше. Во-вторых, в отличие от привычных 18-местных «Фордов» 20-местный «Рено» трогается с места и двигается мягче.
«Форд» — мощнее, поэтому стартует резче, пояснил Максим Бородихин, который успел поработать водителем и на микроавтобусах «Форд», и на микроавтобусах «Пежо», но в итоге решил, что «Рено» в эксплуатации лучше как этих двух импортных маршруток, так и отечественной «ГАЗели». Тем более, заметил он, по правилам ЦУГАЭТ, «Рено» разрешено эксплуатировать у нас на городском маршруте 7 лет, в то время как остальные микроавтобусы — не дольше 5 лет.
Однако перевозчики говорят, что замена автопарка на новые машины повышенной вместимости в современных условиях нерентабельна. Владелец «ГАЗелей», которые обслуживают маршрут № 18, Олег Хохлов замечает, что цена всех запчастей, даже отечественных, повышается вместе с курсом доллара, и в такой ситуации обслуживать маленькую машину, т.е. «ГАЗель», владельцу выгоднее. Назвать самые распространенные в Новосибирске модели маршрутных такси, а также подсчитать их количество по различным маркам в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска не смогли. По оценке же перевозчиков, на этом рынке лидируют Ford Transit, «ГАЗель» и Peugeot Boxer.
«Процентов 60, мне кажется, у нас "Фордов". Меньше всего среди маршрутных такси "Ивеко", "Мерседесов"… "ГАЗелей" новых, которые "Некст", — их тоже очень мало.
Не знаю даже почему. Может, стереотип такой, что "ГАЗель" — плохо? Хотя она подешевле, чем импортные микроавтобусы», — заметил перевозчик Руслан Бакиев и добавил, что если бы производители «ГАЗелей» сделали такую же выгодную кредитную программу покупки их авто, как и компания Ford, то он бы закупил отечественные автомобили, а не «Форды».
По данным департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, сегодня в городе работает 224 троллейбуса, 102 трамвая, 835 автобусов и 867 маршрутных такси. На конец 2014 года было 224 троллейбуса, 97 трамваев, 779 автобусов и 931 маршрутных такси. Сокращение маршруток, обещанное городскими властями весной этого года, потихоньку началось, сообщил замдиректора ПАТП-5 по перевозкам Владимир Субботин: при объявлении нового договора перевозчику просто выставляют на маршрут меньшее количество машин. И марки авто тут совсем ни при чем, так как они все, даже большой Renault Master, проходят по документам как маршрутное такси.
«Увеличиваются интервалы, за счет этого сокращается количество подвижного состава. И нас это коснулось. Вот "двойку" (маршрутка № 2. — И.К.) нашу сократили. Было на маршруте 12 [микроавтобусов] — осталось 8», — рассказал г-н Субботин.
«Основными задачами развития общественного пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в Новосибирске являются постепенное замещение маршрутных такси автобусами городского типа большей вместимости и приоритетное развитие экологически чистого транспорта, в первую очередь — городского электрического транспорта и метрополитена», — пояснили в мэрии задачи программы развития городского транспорта.
Однако основные игроки рынка пассажирских перевозок уверяют, что планы чиновников пока остаются лишь на бумаге. «Никакой программы развития транспорта в Новосибирске до сих пор не принято! Как я могу развивать свое предприятие, если у нас нет общего плана развития транспорта? Вот сократят маршрутки, вместо них надо организовывать какие-то автобусные маршруты, а автобусы сейчас стоят 6–7 млн. Плюс сами знаете, какие сейчас кредиты… Кто будет их покупать? Только тот, кого на расстрел поведут», — грустно рассмеялся владелец автобусов маршрутов № 5, 6, 39 и 97 Георгий Платоненко, оценивая городскую программу развития транспорта.
Илья Калинин
Фото Александра Ощепкова (1), автора (2)