26 сентября воскресенье
СЕЙЧАС +0°С

Стройка метро: поезд тронулся

Губернатор нашел способ получить 13 млрд на две станции метрополитена и депо — за право строить подземку бьются чехи, немцы и китайцы

Поделиться

Поделиться

Свет в конце новосибирского метротоннеля забрезжил в середине ноября. Весь 2013 год продолжение строительства Дзержинской ветки метрополитена откладывалось. Инвестиционный конкурс в этом году так и не был объявлен. Но 14 ноября 2013 года губернатор Василий Юрченко и председатель правления банка ВТБ Михаил Осеевский подписали соглашение о сотрудничестве. Сначала в кулуарах форума «Технопром» курсировала информация, что соглашение заключается именно с учетом необходимости строительства двух станций метро и метродепо, но уже после форума это подтвердил вице-губернатор Андрей Ксензов.

Для того чтобы ВТБ дал на них денег, до конца года будет сформирована и утверждена государственная инвестиционная программа, а затем объявлен инвестиционный конкурс. Конкретная форма государственно-частного партнерства между НСО подрядчиками и банкирами еще не определена. По мнению Андрея Ксензова, ВТБ может участвовать и в консорциумах по строительству метро, и в синдикатах, а также может финансировать дефицит бюджета области, связанный с реализацией инвестпроектов.

ВТБ охотно кредитует регионы России. В информационных сообщениях на сайте банка говорится о выдаче кредитов «…для финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственных долговых обязательств…» Самарской, Омской, Нижегородской, Томской областям и другим регионам. Вице-губернатор Андрей Ксензов назвал работу ВТБ в этом направлении самой успешной в России.

Сколько будет стоить кредит на строительство метро и на какой срок он будет выдан, в ВТБ ответить отказались. Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков предполагает, что процентная ставка, скорее всего, будет колебаться на уровне 9–10 % годовых. Прецеденты такого рода есть: по информации РИА Новости, в апреле 2010 года Уральский банк Сбербанка России выдал администрации Екатеринбурга кредит на строительство метро под 9 %. До кризиса 2008–2009 годов такие кредиты стоили 6–7 % годовых.

Строительство двух станций новосибирского метрополитена и метродепо оценивается в 13,5 млрд руб. (для сравнения — окончательная стоимость третьего автомобильного моста через реку Обь сейчас составляет около 17 млрд руб.).

Удалось выяснить, что ВТБ и их партнеры — не единственные, кто хотел бы участвовать в строительстве метрополитена за 13,5 млрд. Весной этого года вопросы инвестиций в строительство новосибирского метро Андрей Ксензов обсуждал с генеральным консулом ФРГ в Новосибирске Найтхартом Хефер-Виссингом. Вице-губернатор подтвердил, что был интерес со стороны известной немецкой фирмы Martin Rose, а также предложения о сотрудничестве от нескольких китайских и чешских компаний. Факт этих переговоров подтвердил и начальник УЗСПТС Александр Мысик, однако выяснить, какова судьба этих предложений, на сегодняшний день не удалось.

Миллиарды на строительство метро — лакомый кусок, но в 2013 году инвестиционный конкурс на него так и не был объявлен. Проект строительства Дзержинской ветки не готов до сих пор.

В начале 2013 года его разделили на две части — проект строительства тоннелей и двух станций метро и проект метродепо. Вторая часть стала поводом для небольшого скандала. В ноябре этого года губернатор сказал, что его ввели в заблуждение рассказами, что проектирование метродепо идет полным ходом, а на самом деле, по его словам, это не происходило. Вскоре мэрия Новосибирска пояснила, что первый проект закончен еще в июле и прошел экспертизу, а второй будет завершен в начале 2014 года.

Депутат новосибирского Совета депутатов Ренат Сулейманов рассказал, что на сегодняшний день в городском бюджете 2014 года запланировано 250 млн руб. на метро, но эти деньги уже расписаны. Нужно отдавать долги за строительство станции «Золотая Нива», проектирование двух новых станций и метродепо. Субсидий на метро из областного бюджета пока не предусмотрено, это подтвердил заместитель комиссии по бюджету областного Заксобрания Сергей Канунников. Федеральных денег на метро, как рассказал Андрей Ксензов, пока не предвидится.

Крупный кредит у ВТБ может оказаться палкой о двух концах. Как считает Сергей Дьячков, такой поступок властей может быть чреват серьезными негативными последствиями. По его мнению, область и так с лихвой «закредитована». Как отдавать деньги в условиях плохого роста экономики, который наблюдается в России, — непонятно. То есть через некоторое время у нас будет метро за 13,5 млрд руб. и не будет возможности реализовывать другие планы.

Это напоминает героя анекдота, в котором человек покупает в кредит самый дорогой телевизор и смотрит его, поедая самую дешевую лапшу.

Опасения разделил и ведущий научный сотрудник института экономики СО РАН, д.э.н. Владимир Клисторин. По его информации, средний рост валового регионального продукта (ВРП) сегодня составляет менее 2 %, в то время как долги регионов выросли в среднем примерно на 12 %. На его взгляд, пока ситуацию с долгами в НСО можно назвать приемлемой. «Власти находятся в сложной ситуации. Замораживать такие проекты, как строительство метро и мостов, трудно и опасно. Эффект от них, скорее, не экономический, а социальный, и отказываться от них нельзя. Сокращение субсидий из федерального бюджета уже произошло, и при нынешней экономической ситуации регион будет вынужден больше занимать, следовательно, будет расти и обслуживание долга», — рассуждает Владимир Клисторин и опасается, что через 2–3 года регион может оказаться в состоянии, в котором побывали в этом году Греция и Испания.

Сергей Стюард

Фото Стаса Соколова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...