Сотовые операторы объявили о невероятном росте популярности iPhone 4 за счет падения спроса на смартфоны Nokia в своих салонах в Новосибирске. Об этом свидетельствуют данные корпоративных отчетов МТС по итогам розничных продаж мобильных устройств в первом полугодии 2011 года, а также отчеты «Билайн» за аналогичный период. Независимая мобильная розница подтверждает падение спроса на устройства Nokia, но главным фаворитом покупателей называет модели Samsung и HTC.
Оператор связи МТС подвел итоги розничных продаж мобильных устройств в собственной сети в Новосибирске за первое полугодие 2011 года. Самые интересные изменения коснулись рейтинга мобильных телефонов в ценовой категории «от 10 тыс. рублей». На первом месте, обогнав устройства Nokia C7-00 и N8-00, оказался аппарат Apple iPhone 4 с 16 ГБ встроенной памяти. Безусловное первенство в этой же ценовой категории iPhone 4 держит и в фирменной рознице «Билайн».
По данным отчетов мобильных операторов, а также независимой розницы, финским трубкам не удается сохранить безусловную популярность и в других сегментах рынка — с ниши самых дешевых телефонов ценой до 1500 рублей их вытесняют брендованные устройства операторов («МТС 140», «Билайн А100», «МегаФон G2200»), а также самый популярный телефон новосибирской розницы — Samsung GT-E1080 (от 730 рублей).
Самой продаваемой практически все участники рынка называют дешевую корейскую трубку, объясняя успех устройства его доступностью и неплохим функционалом. В сегменте 1500–4999 рублей у ряда дилеров телефон Nokia 2700 уступил устройствам «Билайн С100» и Samsung GT-C3010. Более-менее устойчивое положение Nokia сохранила только в нише устройств стоимостью от 5 тыс. до 10 тыс. рублей: здесь наиболее популярны модели Nokia 5230 и Nokia C5-00, однако, по данным «Евросети», их уже вытесняют Samsung Wave 525, а в «ДНС» пальму первенства среди коммуникаторов держит Sony Ericsson XPERIA Х8i.
Состояние новосибирской розницы частично отражает положение на мировом рынке мобильных устройств, где Nokia впервые за все время сдала позиции лидера в сегменте «смартфоны».
По данным газеты «Ведомости», во втором квартале 2011 года Nokia продала 16,7 млн смартфонов, а Apple — на 3,64 млн больше.
Новой тенденцией на рынке мобильных телефонов можно назвать рост продаж собственных брендованных устройств мобильных операторов. По словам руководителя службы по связям с общественностью Сибирского региона ГК «ВымпелКом» Натальи Рыжковой, ультрабюджетные модели телефонов, «которые распространяются едва ли не бесплатно», позволяют привлекать новых абонентов. «В Новосибирске продажи телефона А100 с начала 2011 года выросли в среднем в 4–6 раз», — добавляет Наталья Рыжкова. «По сравнению с обычными производителями телефонов мы можем продавать фирменные операторские устройства ниже себестоимости, — объясняет менеджер службы по связям с общественностью Сибирского филиала «МегаФон» Михаил Ивонин. — Сейчас мы почти всю стоимость модели G2200 переводим на счет абонента для последующей оплаты услуг связи, и формально телефон достается покупателю всего за 99 рублей. Благодаря этому G2200 смог обогнать Samsung E1080 в тройке самых продаваемых телефонов».
Высокие продажи iPhone, которыми по факту смогли похвастаться лишь в фирменной рознице МТС и «Билайн», участники рынка комментируют неохотно. В «Связном» и ДНС рост популярности яблочного смартфона объяснили удачной маркетинговой политикой Apple. В «МегаФоне» (не является официальным дилером Apple) увеличение продаваемости iPhone 4 объяснили необходимостью удовлетворить спрос покупателей на имиджевые устройства, которые раньше были представлены, к примеру, устройствами Nokia 8800.
По мнению руководителя отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елены Ноготковой, популярность того или иного производителя телефонов сейчас опирается, в первую очередь, на популярность операционной системы:
«Поскольку по всему миру и в России стремительно растет интерес к ОС Android, мы можем прогнозировать высокие продажи аппаратов на ее базе. Это относится и к смартфонам Samsung».
Однако в планы по наращиванию масштабов присутствия корейских телефонов на российском рынке уже совсем скоро могут быть внесены коррективы. На встрече с журналистами на прошлой неделе вице-премьер Сергей Иванов не исключил, что с 2012 изменится ставка ввозных пошлин на устройства с GPS без ГЛОНАСС. «Пока пошлина равна нулю», — уточнил вице-прьемьер, но не исключил, что ее размер будет пересмотрен. Представители мобильной розницы официально не стали комментировать намерение правительства пересмотреть ставку пошлины на GPS, сославшись на отсутствие достаточной информации о размере пошлины. Продавцы также добавили, что устройства с ГЛОНАСС пока намного дороже аналогов с GPS, под который заточены операционные системы и приложения, и введение пошлин в первую очередь затронет владельцев недорогих смартфонов на базе OS Android, которые «завязаны» на GPS как никакие другие.
Кирилл Маковеев
Фото intomobile.com