16 апреля «МегаФон» запустит в Новосибирске проект «виртуального оператора» ― новый мобильный бренд «Просто для общения», позиционируемый как отдельная торговая марка со сверхдешевой связью. Классическая концепция виртуального оператора, популярная в Европе, предполагает, что сама сеть и тот, кто арендует ее мощности для создания виртуальной сети и продажи ее услуг абонентам, — это две независимые бизнес-структуры. «МегаФон», который 16 марта самостоятельно запустил сеть «Просто для общения» в Москве, а спустя месяц запускает ее в Новосибирске, под эту концепцию не подпадает. Зато он станет первым оператором, который начнет работать в рамках вступившего в силу с 2009 года приказа Минсвязи об «использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи».
Справка: Виртуальный оператор сотовой связи (MVNO ? mobile virtual network operator) — сотовый бренд, который продает услуги абонентам под собственной маркой и по собственным тарифам, при этом почти целиком использует техническую инфраструктуру другого оператора. Услуги виртуальных операторов обычно отличаются дешевизной, однако спектр этих услуг жестко регламентирован.
«Договор с абонентом будет заключаться от имени «МегаФон-Сибирь», однако в остальном виртуальная модель полностью автономна. Выделен отдельный код нумерации, префикс 929, отдельное решение в биллинговой системе, независимая абонентская служба», ? объяснил специфику проекта координатор «Просто для общения» Кирилл Кукарцев. Карта покрытия виртуальной сети в регионе естественным образом совпадает с покрытием «МегаФон-Сибирь».
Минута звонка на номера других операторов, включая «МегаФон-Сибирь», обойдется в 1 рубль 80 копеек, а SMS — 1 рубль. В среднем месячные затраты абонента должны составить около 200 рублей, ожидают создатели проекта. Простота и сравнительная дешевизна «Просто для общения» компенсируется лаконичностью сервисов.
Никаких других услуг, помимо звонков и SMS, виртуальный оператор оказывать не будет. В сети не предусмотрено даже GPRS.
Целевой аудиторией бренда должны стать дети, пожилые люди, жертвы кризиса и другие категории граждан, озабоченные скорее простотой и дешевизной связи, а не ее технологичностью и качеством сервиса. Несмотря на то что договор с абонентами будет заключать «МегаФон», обратиться в его офисы за справкой или покупкой SIM-карты абонент тоже не сможет. Собственного офиса обслуживания у виртуального оператора на первом этапе не будет вообще. Вопросы пользователей будет обрабатывать call-центр, а подключениями займутся дилеры в сотовых салонах.
Подчеркнутый демократизм торговой марки, по словам Кирилла Кукарцева, определяется предпочтениями самой мобильной аудитории. «Порядка 70 % абонентов пользуются только базовыми услугами.
В Новосибирске люди более требовательны к наличию допуслуг, однако и здесь эти цифры близкие», ? уверяет он. В итоге виртуальный оператор уже к концу 2010 года планирует получить 200 000 абонентов в Новосибирской области, отобрав их в первую очередь у «Билайна» и МТС, а позднее занять до 5 % местного рынка.
Для самого «МегаФона» проект в первую очередь станет возможностью обкатать новую бизнес-схему, чтобы затем предложить себя другим компаниям в качестве платформы для создания виртуального оператора, объясняют представители компании. У новосибирских операторов не вызывает отторжения идея создания собственной, пусть и виртуальной, сотовой сети. К примеру, в конце прошлого года компания «Сибирьтелеком» арендовала мощности сети «Скай Линк» для создания интернет-бренда «Битбайт».
«С точки зрения маркетинга идея очень привлекательная, — рассуждает генеральный директор компании «Сибирские сети» Олег Кусь. ? Мы думали об этом, когда виртуального оператора пыталась создать «Евросеть».
До сих пор из-за технических и законодательных ограничений не было возможности определиться с эффективностью такого сотрудничества. С запуском этого проекта такая возможность появится. В целом идея для таких операторов, как мы, наверное, интересная».
Среди конкурентов «МегаФона» в Новосибирске ближе всех к понятию виртуального оператора может подобраться проект МТС. По словам пресс-секретаря сибирского офиса МТС Екатерины Алексеевой, сейчас компания изучает возможности MVNO в рамках совместного проекта с сетью гипермаркетов «Ашан» (в декабре 2008 года «Ашаном» было запущено тарифное предложение «АМобайл» для абонентов Москвы и Московской области). «Дальнейшее развитие проекта в регионах — одна из возможных перспектив, — говорит Екатерина Алексеева. ? Вместе с тем мы думаем, что дисконтные предложения являются нишевыми — они ориентированы на сегмент бюджетных пользователей».
Петр Малков