NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

штиль.

762мм 92%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Город Лошадиный налог

Лошадиный налог

Интервью с советником налоговой службы РФ Дмитрием Куницыным о транспортном налоге

До конца этого года в Новосибирской области планируется увеличить транспортный налог, который взимается с владельцев автотранспортных средств. Накануне выборов в областной Совет действующие депутаты ломают копья в дискуссии о ставке этого налога. Однако сам факт увеличения сбора считается вопросом решенным. О природе этого вида сбора, об особенностях его взимания и расходования средств читателям НГС.НОВОСТИ рассказал Дмитрий Куницын, советник налоговой службы Российской федерации II ранга, начальник отдела информационно-аналитической работы Межрегиональной инспекции по Сибирскому федеральному округу и заместитель заведующего кафедрой налогообложения и учета СибАГС.

Какова структура налога, с кого он взимается и как назначается?

Изначально, с момента ввода транспортного налога, было предусмотрено две категории плательщиков: частные лица, являющиеся владельцами транспортных средств, и организации. Но методика взимания налога для них совершенно разная. Для организаций предусмотрен метод самоначислений (головная боль бухгалтера – начислить и заплатить налог), а в отношении физических лиц, которые являются владельцами транспортных средств, обязанность взимания налога возлагается на налоговые органы – они должны начислить сумму налога и направить уведомление налогоплательщику. Однако в каждом регионе есть свои нюансы. Возникают они по одной простой причине: в разных регионах - разные законы.

Базовый размер налоговых ставок, определенный Налоговым кодексом РФ, дифференцирован в зависимости от вида транспортного средства, а в некоторых случаях также и от мощности двигателя. При этом он может быть увеличен или уменьшен законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз. Соответственно, разница налоговой ставки по одному и тому же виду транспортного средства может составлять до двадцати пяти раз.

Для владельцев автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил планируется повысить ставку в 4-6 раз. А как раньше вычислялась ставка?

В разных регионах поступают по-разному. В Новосибирске пошли по принципу фискальному: налоговая ставка в нашем регионе была установлена практически по максимуму, и при этом были предусмотрены налоговые льготы для физических лиц, которые владеют одним автомобилем. В других регионах поступили иначе – базовую ставку не меняли, или устанавливали льготы. Сейчас речь шла о том, чтобы эти льготы отменить, но по определенным видам транспорта дифференцированно установить пониженную ставку ближе к базовой, а в других случаях – ее поднять.

Помимо налоговой ставки, есть ли изменения в процедуре взимания транспортного налога в нашем регионе?

Изменения касаются не только нашего региона, а вообще порядка исчисления и уплаты транспортного налога. Если раньше в законодательстве был установлен срок для вручения налоговым органом уведомления налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, – 1 июня, то есть практически в середине налогового периода, то сейчас этот срок из законодательства убрали. Приведу конкретный пример. Допустим, Вы владеете автомобилем, а в июле текущего года его продали.

По закону до 1 июня налоговый орган должен направить Вам уведомление, в котором будет указана сумма транспортного налога, исчисленная за весь календарный год. Но поскольку автомобиль Вы продали, то данное уведомление фактически не отражает действительной обязанности по уплате налога. Кто об этом знал, тот платит меньше, а кто нет – становился беспроцентным кредитором государства.

Сейчас срок для направления уведомления убрали. Получается, что оно должно быть направлено до наступления срока уплаты налога (напомним, что в Новосибирской области транспортный налог должен быть уплачен до 1 марта года, следующего за окончанием налогового периода).

С какими трудностями приходится сталкиваться при взимании транспортного налога?

Далеко не все плательщики транспортного налога его выплачивают. Первая проблема – состояние базы данных, которую налоговикам предоставляет ГИБДД. База эта, мягко говоря, далеко не идеальна, и поэтому одно физическое лицо может получить на свою единственную машину целых два уведомления, а другое – вообще ничего не получить. Но сейчас эта проблема – состояние базы – все же решается. Вторая проблема – направление и доставка уведомлений. Какое-то время это осуществлялось обычными письмами. А ведь всегда можно сказать: «А у меня ящика нет! Он сломан!» и порвать письмо. У организации сумму налога можно списать с расчетного счета, а с физического лица налог можно взыскать только через суд. А суд спрашивает: а вы надлежащим образом налогоплательщика уведомили? Не уведомили! Где роспись физического лица в получении? Нет росписи. Ну, извините, ни о каком взыскании через суд речи быть не может. А это пока что единственный способ взыскания налога.

Если раньше ГИБДД более или менее контролировала процесс, связанный с уплатой физическими лицами транспортного налога (например, при прохождении техосмотра требовалась квитанция), то сейчас такой процедуры нет.

По объемам доходов я бы не сказал, что транспортный налог играет определяющую роль в формировании доходов региональных бюджетов. Так, по итогам девяти месяцев текущего года в консолидированный бюджет Новосибирской области поступило около 482 млн. руб. транспортного налога (около 2,7% налоговых доходов), в доходы регионов Сибирского федерального округа – около 2,4 млрд. руб. (около 1,4% налоговых доходов). Кстати, Новосибирская область занимает лидирующие позиции в округе по объемам поступлений от транспортного налога. Значительно отстают даже такие бесспорные лидеры, как Кемерово и Красноярск.

А как расходуются средства, полученные от транспортного налога?

Если взять существовавший в свое время налог на пользование автомобильными дорогами или налог на владельцев транспортных средств, то видно, что целевая направленность этих налогов была определена, это были налоги целевые. А транспортный налог будет распределяться так, как решит областной Совет, который и определяет, согласно закону об областном бюджете, куда именно эти деньги пойдут.

Эти деньги могут пойти и на поддержку сельского хозяйства, и на ремонт дорог, и на зарплату бюджетникам. В законе не прописано целевое использование средств от сбора транспортного налога, допустим, именно на ремонт дорог.

Какие параметры должны учитываться при разработке налоговой ставки, и каковы прогнозы на принятие новой ставки в Новосибирской области?

Налог должен быть экономически обоснован, так сказано в Налоговом кодексе. Но как это трактовать – другой разговор. Мы выбрали депутатов, они разработали закон, который отвечает интересам большинства граждан. Закон должен быть окончательно принят и утвержден до 1 декабря. Иными словами, есть еще три недели, за которые ситуация может измениться. А может и не измениться. То же самое относится и к прогнозам.

Наталия Воронинская, специально для НГС.НОВОСТИ

Служба новостей НГС
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления