США. 2001 год. 92 минуты.
В ролях: Тони Шелхауб, Мэттью Лиллард, Шеннон Элизабет.
Мистический триллер.
Специалисты утверждают, что смотреть фильмы ужасов и мистические триллеры временами полезно.
Дескать, пережитые при просмотре сильные эмоции готовят психику к реальным трудностям и проблемам, повышая порог
устойчивости.
Опираясь на советы этих специалистов производители фильмов ужасов и мистических триллеров год от года становятся
всё изощрённей и изощрённей. Теперь людей уже сложно напугать простым когтистым посетителем снов Ф. Крюгером, он
давно уже стал неким рекламным персонажем в глазах подрастающего поколения, а у более старшего вызывает лёгкую
ностальгию по старым добрым временам, когда и лезвия были острее и кровь погуще. Нужно было что-то новое, более
эффективное.
И вот в последнее время воплотители ночных кошмаров как-то пришли к мысли, что в роли самого главного чудовища должен
выступать оплот стабильности и спокойствия - дом - и быстренько сняли парочку пугающих картин - "Призрак дома на
холме" и "Дом ночных призраков" (и как только не запутались, где кто и зачем). Зрителям понравилось, и как
результат существующего спроса, не заставили себя ждать "13 приведений".
Один чересчур богатый человек по имени Сирус нашёл старинный манускрипт, в котором древний, но очень умный Базилиус
приводит чертёж и инструкцию по эксплуатации дьявольской машины, открывающей и дающей власть над Ocularis
Infernum или Глазом Ада. А власть эта может пригодиться кому угодно, так как обладатель этого самого Глаза будет
знать все тайны прошлого и будущего, Рая и Ада, а знание, как нас ещё всех в школе учили - это сила !
Сируса тоже в школе кое чему учили и потому решив воспользоваться этой силой, он отлавливает двенадцать привидений,
запирает их в особый стеклянный дом, который и является машиной Базилиуса, имитирует свою смерть и с помощью
подручного адвоката заманивает в дом семью своего ничего не подозревающего родственника, который счастлив переехать
в чудный загородный дом. Как только они заходят в дом - двери накрепко закрываются, машина включается и начинает
с пугающей периодичностью открывать подвальные камеры, в которой содержались привидения, а уж они начинают с пугающей
регулярностью охотиться на новых домовладельцев и их гостей.
Правильная полуторочасовая длина картины, очень добротные видео- и аудио-спецэффекты, тщательно изображающие страх и
ужас актёры, всё это собранное воедино очень профессиональным монтажом делает просмотр "13 приведений" довольно
приятным времяпрепровождением.
Немного удивляет очень малое количество фоновой музыки в фильме. Практически весь звуковой ряд построен на самых
разных "призрачных" скрипах, криках, воплях и тому подобных слуховых раздражителях, довольно громких и пугающих,
но, справедливости ради замечу, создающих нужных настрой.
Что довольно закономерно и объяснимо, спецэффекты фильма оттесняют актёров на второй план.
Всё же, среди актёров мне хочется Мэтью Лилларда, сыгравшего Риффкина, специалиста по привидениям, обладающего
даром предвиденья (или ясновиденья, кто там разберёт). Актёру с откровенно комедийной внешностью на удивление хорошо
удалась роль психически не совсем здорового и не вполне уравновешенного медиума, сыграв которую с эффектным "надрывом" он
сумел приправить долей трагизма. В принципе, если разобраться, нормальная актёрская игра в фильме имела
место быть лишь у него.
Остальные... Красотка Шеннон Элизабет присутствовала именно по причине своего выразительного экстерьера (хотя,
на мой взгляд, в первом "Американском пироге" она смотрелась куда лучше), Тони Шелхауб,
играющий роль почтенного отца семейства, привыкший играть в хороших фильмах исключительно роли второго плана, так и
продолжал играть роль второго плана, подлюка-адвокат, конечно, был забавен, да его первым пустили под нож. Не любят
в Голливуде адвокатов.
Ах да, как всегда порадовала политкорректность фильма - пара негров там, разумеется, мелькнула. Один -
жуткого вида призрак, а другой - совсем обнаглевшая домработница, которая придя в полностью стеклянный дом и
оглядевшись, заявляет - "Чур окна я не мою !". И что особо радует, хозяева не против.
Подводя итог, заявляю - данный фильм можно смело рекомендовать для укрепляющего вечернего просмотра. По крайней мере,
от "Дорожного патруля" этот фильм выгодно отличает наличие мощной финальной рэп-композиции, в которой что-то там
поётся о страшном зеркале на стене.
P.S.
Что-то я много времени уделил актёрам, а ведь главные в этом фильме - призраки. Знакомьтесь, вот почти вся призрачная
компания в сборе.