Удивительное дело — число жителей Новосибирска, хотя бы раз бывших в Таиланде, наверняка на порядок превышает количество посетивших Японию. Однако «японских» заведений в городе пруд пруди, а тайского ресторана нет ни одного — только отдельные блюда в разного рода «ориентальных» едальнях. Впрочем, ждать, возможно, осталось недолго — кухня этой страны становится все популярней. Живое подтверждение тому — «тайские обеды», появившиеся в марте в ресторане «Суши-Яма».
Справка: «Суши-Яма» — ресторан по адресу Красный проспект, 37 (ресторанный комплекс STONE HOUSE). Кухня японская. Единственное в городе заведение с традиционными японскими плитами теппанами. В ресторане 70 мест. Есть отдельный зал. Средний чек 500–600 рублей.
Несмотря на популярность тайских курортов, кухня Таиланда представлена в новосибирских заведениях весьма фрагментарно. Возможно, причина в том, что у тайской кулинарии нет какого-то очевидного, понятного широкой публике блюда (на одном супе «том-ям» меню не построишь), а то, что есть, со стороны «чайника» выглядит похожим где-то на индийскую, где-то на китайскую кухню.
Тем не менее есть определенный набор продуктов, который назовет вам каждый, кому случалось быть в тайских ресторанах. В первую очередь это, конечно, кокосовое молоко, которое тайцы льют, кажется, в каждое второе блюдо. Весьма популярен в этой кухне перец чили (завезенный, кстати, в Таиланд европейцами). Любят тайские повара добавлять в свои блюда и яичные хлопья (которые получаются, если бросить сырое яйцо в кипящий соус или бульон). Добавьте к этому креветки, и вот вам почти готовый рецепт блюда «в тайском стиле».
Народ, правда, все больше молодой, потребляющий недорогие обеденные наборы, но его много — это факт. Львиную долю (по крайней мере, во время моего пребывания там) составляли девушки со скромными порциями роллов и чаем в чайничках.
Тайские обеды оказались составной частью новой линейки бизнес-ланчей. Всего их четыре вида — кроме тайских имеются европейские, японские (с роллами) и японские с блюдами на теппане (большая плита-сковорода). Для любителей стиля «фьюжн» (и просто не определившихся окончательно со своей гастрономической ориентацией) существует замечательная возможность взять по блюду из каждого раздела. Как вам, например, такой «ланч-сет»: салат «Цезарь», мисо-суп и курица в кокосовом молоке? Цены для всех разделов единые и зависят от количества блюд.
Самый большой набор (суп, горячее, салат и набор роллов, а также чай с десертом) обойдется в 245 рублей, а самый демократичный (суп с роллом или салатом плюс чай с десертом) — в 125 рублей.
Решив, однако, не сворачивать с выбранного пути, я заказал три позиции из «тайского меню»: салат с говядиной, суп с яйцом и кальмаром, а также куриное филе кусочками в соевом молоке с пшеничной лапшой. Стоит такой комплект 205 рублей (чай и десерт включаются в любой набор по умолчанию).
Салат оказался весьма жизнерадостной смесью ярких овощей — паприки (болгарского перца), помидоров, огурцов и красного лука тончайшей нарезки. Но самое главное в этом салате — нежнейшее, кажется, едва прожаренное мясо. Все это было приправлено традиционным для тайской кухни рыбным соусом, который придавал привычным, вроде бы, ингредиентам действительно нездешнее очарование. Если бы овощи еще порезать соломкой, а не кубиками, то вид блюда получился бы совсем «ориентальный».
Суп оказался, по сути, супом мисо, знакомым любому любителю суши-баров. За тайский колорит в нем отвечали лохмотья вбитого в жидкость яйца и кусочки мелко нарубленного кальмара.
Прием не ахти какой оригинальный, но безотказный — очень отличающиеся по текстуре ингредиенты, даже не обладающие сами по себе ярко выраженным вкусом, рождают довольно интересную композицию, которую приятно, что называется, пробовать на зуб.
Горячее состояло из двух компонентов: кусочки обжаренной куриной грудки с грибами и луком в соусе на основе кокосового молока были выложены на «подушке» из пшеничной лапши. Кокосовое молоко действительно способно придавать любому практически блюду совершенно особенный колорит. Думаю, что если умело ввести его в какие-нибудь макароны по-флотски, будет тоже вполне себе тайское блюдо.
Десерт в каждом из бизнес-ланчей был интернациональный и назывался «чизкейком». На поверку, правда, выяснилось, что под этим псевдонимом в «Суши-Яме» скрывался небольшой кусочек сливочного мусса на тонкой полоске бисквита размером с крупную конфету.
Нужно признать, что финансовые резоны заставили «Суши-Яму» стать куда ближе к народу, чем это было еще пару лет назад.
Старым поклонникам этого заведения, скорее всего, будет здесь не хватать былой атмосферы некоторой элитарности — даже войти в ресторан сейчас можно запросто, прямо с улицы, минуя гардероб, собственноручно приспособив свое пальто на вешалке в зале. Впрочем, большую часть нынешней публики ресторана это явно не смущает. Другим, они его, возможно, уже и не знали.
Стас Соколов
Фото автора