22 сентября вторник
СЕЙЧАС +13°С

Театральные итоги-2014: ужасы нашего городка

Самые блистательные и курьезные моменты новосибирской театральной жизни в минувшем году

Поделиться

Подведение итогов прошедшего театрального года привело меня в замешательство. С одной стороны, премьерных спектаклей в Новосибирске было довольно много, и некоторым из них даже удалось всколыхнуть общественность. С другой стороны, реакция на все значимые постановки характеризует местную публику как довольно провинциальную.

Показательный пример — «Пер Гюнт» режиссера Антонио Лателла, который с привычным для Европы широким кругозором вывел на сцену «Старого дома» голого актера. Впечатлительные зрители потом долго сотрясали Twitter требованием моральной компенсации за созерцание «пиписьки». Также поборников морали активно возмущало использование мата даже в художественных целях, поэтому 2014-й год принес театрам — о чудо! — настоящую цензуру. Первой ее жертвой стал краснофакельский спектакль «Довлатов. Анекдоты» с запиканной песней группы «… (слово из трех букв, обозначающее мужской детородный орган) забей!».

В общем, картина довольно грустная, но продолжать говорить о грустном мне не хочется. Вместо этого расскажу о трех лучших, на мой взгляд, спектаклях 2014 года. Два из них привозили в Новосибирск из других городов, но увидеть их повторно вполне реально. Посещение театра — это далеко не самый плохой, к тому же не лишенный оригинальности, повод попутешествовать по стране.

Безусловным лидером моего личного театрального хит-парада стала «Снежная королева» Красноярского ТЮЗа. Молодой режиссер Роман Феодори сделал детский спектакль понятным и приятным для всех возрастов и прямо-таки взорвал майский III Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит». Вместо привычного текста, адаптированного для советских атеистов, за основу сценического действа были взяты религиозные воззрения Ханса Кристиана Андерсена. Это могло смутить и потрясти воображение, — но не так сильно, как ярчайшие костюмы, северное сияние над головой или ростовая кукла Снег, в прямом смысле слова идущая над крышами города.

На почетном втором месте размещается еще один герой «Ново-Сибирского транзита» — спектакль «Вий» Ярославского театра драмы имени Волкова. Этот чистейшей воды сюр с отпеванием покойницы по скайпу и дедом Евтухом в роли главного хуторянского вурдалака придумала Наталья Ворожбит — соавтор Валерии Гай Германики к сериалу «Школа». Постановка «Вия» тогда очень вписалась в мое представление о современных событиях на Украине: казалось, люди там, как и герои спектакля Ворожбит, сами не ведают, что творят, и не понимают, как они смешны. Теперь нам всем не до смеха, что, впрочем, не умаляет художественных достоинств «Вия».

Третье место среди лучших спектаклей 2014 года достается постановке НГАТОиБ — опере «Тангейзер». Режиссер из «Красного факела» Тимофей Кулябин не побоялся взяться за любимого композитора Гитлера и добился того, что в последних числах декабря Новосибирск грянул на всю Россию. Столичные театральные критики захлебнулись от восторга, говоря, что такого Рихарда Вагнера они еще не видали и не слыхали. Сюжет действительно довольно сильно изменился: вместо того, чтобы уединиться с Венерой в ее гроте наслаждений, Тангейзер снимает фильм, в котором в гостях у Венеры оказывается Иисус, вместо состязания певцов зрители попадают на кинофестиваль, вместо возлюбленной герой выясняет отношения с матерью. На мой вкус, постановка получилась на твердую «четверку», но нельзя отрицать, что из непопсового, монументального и для многих скучного Вагнера Кулябин сделал отличное шоу, которое за два дня премьер повидала треть Новосибирска. А остальные еще придут, послушав друзей и почитав хвалебные отзывы.

Фото предоставлено Красноярским театром юного зрителя

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня.Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!