NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

штиль.

762мм 92%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Развлечения Его темное прошлое

Его темное прошлое

Корреспондент НГС.РЕЛАКС побывала на ночной экскурсии в подземельях старейшего театра в центре Новосибирска

«Красный факел» распахнул свои секретные подвалы для сотен новосибирцев. Под покровом вечерних сумерек 27 марта смельчаки любовались театральными внутренностями, узнавали рецепт приготовления бутафорской крови и слушали байки о спектакле-убийце, который со дня своей первой постановки приносит несчастья. В честь Всемирного дня театра и 450-летнего юбилея Уильяма Шекспира зрителям разрешили войти туда, где бывал не каждый актер.

Краснофакельцы уже третий год водят экскурсии по кулуарам своего театра, который, между прочим, является памятником архитектуры (одно из старейших сохранившихся общественных зданий — построено в 1914 году, как театр используется с 1932-го). Однако еще никогда зрительская нога не ступала так глубоко. «До этого мы не водили людей в так называемый «трюм сцены». Туда даже не каждый актер заходит. Есть у нас и другие экскурсии по закулисью, но они более скромные», — пояснили в пресс-службе «Красного факела».

27 марта желающих прогуляться по подвалам театра набралось около 300 человек. Их разделили на 10 групп, в роли экскурсоводов попробовали себя краснофакельские актрисы Дарья Емельянова, Ирина Кривонос, Виктория Левченко и другие. Совсем уж людей с улицы в кулуары не пускали: нужно было купить билет на спектакль «Укрощение строптивой» или «Сонеты» 27 марта, когда в театре был объявлен День Шекспиромании. Вечерняя экскурсия тоже была привязана к постановкам спектаклей великого английского драматурга.

Просторный подвал, где потолком служит большой вращающийся круг. Чуть ниже — паутина железных балок, где — вперемешку с табличками «Берегите голову» — развешали костюмы и аксессуары спектакля «Ричард III». «Вообще-то Ричард не такое чудовище, каким его описывает Шекспир. И внешне был приятный, и семью свою не убивал, и реформы проводил полезные. Просто у Шекспира был социальный заказ его опорочить», — поведала Дарья Емельянова.

Следующий пункт экскурсионной программы — сцена. Корреспонденту НГС.РЕЛАКС всегда представлялось, что она деревянная или покрыта линолеумом на худой конец. Но сцена «Красного факела» — черная, а по фактуре напоминает… глянцевый натяжной потолок. Сфотографировать зрительный зал мешают бьющие по глазам софиты: они создают эффект тумана или дымки.

Стоя на сцене, ты вдруг понимаешь, почему Григорий Лепс и другие одиозные личности носят темные очки. С таким освещением зрение посадить — пара пустяков.

В репетиционном зале организовали экспозицию в стиле «Макбета». Во всех мировых театрах эта пьеса Шекспира считается роков. «Только отыграют премьеру — то пожар случится, то восстание, то в театре какое-нибудь несчастье. Не миновала эта участь и «Красный факел». Илья Куропаткин, первый исполнитель роли шотландского полководца Банко, трагически погиб (в 2009 году в автокатастрофе в Кемерово. — А.Н.)», — сообщили работники театра во время экскурсии и добавили, что суеверные англичане предпочитают писать на афишах не «Макбет», а просто «Пьеса». Так что в театральной среде есть свой Тот-Кого-Нельзя-Называть.

Пьесы Шекспира — из самых жестоких. Если в наши дни есть спрос на нарочитое осовременивание классики и обнаженную натуру, то в шекспировском театре зрители с энтузиазмом воспринимали публичные казни.

Нужно было пустить кровь или выпотрошить селезенки — баран в помощь. А для рубки голов существовала специальная машина. «Сейчас для «пускания крови» мы, как и киношники, используем пудру. Она практически невидима, начинает проявляться при соприкосновении с водой. Правда, оттирается плохо», — рассказала Дарья Емельянова.

Последний пункт экскурсии — пошивочная мастерская. Там выставлены тяжелые бархатные камзолы и платья, которые сейчас не в ходу даже в классических постановках. Шекспир бы сильно удивился, увидев Гамлета в джинсах, но современная театральная мода ориентируется на минимализм и символизм. При Шекспире же артисты одевались во что придется. «Убили вельможу, а гардеробчик остался. Куда деть? Несли в театр», — освежили в памяти собравшихся те мрачные времена работники «Красного факела».

Кстати, раньше актерами были только мужчины, и за тех из них, кто способен играть женские роли, разворачивалась настоящая битва.

Помимо брожения по подвалам и закуткам театра зрителям предложили пройти там, где артисты бывают регулярно. Например, интересно было взглянуть на аллею славы с отпечатками рук всех работников «Красного факела», а также на набор зеркал с надписями вроде «Вы неотразимы» и «Премьера удалась». Последняя надпись — в зеркальце на уровне плинтуса, в которое можно заглянуть, лежа на полу.

Как простому зрителю попасть в запретную для публики зону новосибирских театров?

Больше всего дверей с табличкой «Посторонним вход воспрещен» открывается по особым случаям — тот же Всемирный день театра или Ночь музеев, когда в свои подвалы гостей пускает, например, старая филармония. Но в крупнейшие театры можно попасть и в течение года, просто записавшись на экскурсию.

«Красный факел» проводит экскурсии примерно раз в месяц — можно оформить коллективную заявку, можно прибиться к группе (стоимость экскурсии — 50 руб. с человека). В пресс-службе театра поясняют: в этом театральном сезоне успеют провести только еще одну экскурсию, запись на нее будет 14–20 апреля, сама она — в конце апреля.

Бесплатно пускает на закулисные экскурсии театр «Глобус», предпочитая групповые заявки и формируя программу в зависимости от аудитории.

НГАТОиБ также устраивает экскурсии по своему зданию, фигурирующему в половине городских легенд.

Стандартная экскурсия по оперному театру длится около часа, из которого примерно половина проходит в обычно закрытых для публики пространствах; стоимость — 200 руб. (150 руб. — для детей). Из соображений техники безопасности в особо головокружительные места (типа подкупольного пространства) экскурсии в НГАТОиБ, впрочем, не проводят. Увидеть можно склад декораций, гримерки, а также сцену и зрительный зал — так, как их видят перед выходом артисты — из-за кулис.

Анна Наумцева, Елена Полякова

Фото thinkstockphotos.com (1), Анны Наумцевой (2–4)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления