Пара городских кинозалов показала британскую мелодраму на тему «мама ищет сына», снятую почти по индийским лекалам
Фильм сделал внушительные сборы в мировом прокате, где вот-вот преодолеет 100-миллионый долларовый показатель, и был щедро обласкан престижными номинациями и премиями. Избегая крайностей душещипательного надрыва, британский классик Стивен Фрирз щедро разбавляет свое творение комическими нотами, которые в контексте истории обретают трагикомическое звучание. И это, по сути, спасает фильм, выводя из резервации «кино для домохозяек». Вера против атеизма, гуманность против цинизма, доверчивость против иронии, надежда против скепсиса, ну и, наконец, чувства против ума. Первые качества репрезентирует здесь пожилая ирландка Филомена Ли, вторые — циничный журналист Мартин Сиксмит.
Фрирз сталкивает их двоих в сюжете, основанном на реальных событиях. Сиксмит — аналитик престижного канала в момент профессионального кризиса — берется подхалтурить написанием слезливого очерка для глянцевого издания. Основой для журнальной мелодрамы должна стать история божьего одуванчика, Филомены Ли, которая на поверку оказывается очень даже «крепким орешком». Сиксмит берется помочь Филомене в поисках ее пропавшего сына, который был обманным путем отдан на усыновление в американскую семью, когда «согрешившей» матери было всего 18 лет. В монашеском приюте, где Филомена несколько лет скрывалась от позора, это была обычная практика. И вот спустя полвека после рождения ребенка она решилась, наконец, открыться и отыскать сына.
Исправительно-трудовые монастыри, подобные тому, в котором в юности находилась Филомена, содержались в Ирландии сестрами милосердия под покровительством католической церкви. Попадая сюда из семей или сиротских домов, девушки оказывались в условиях, близких тюремному заключению. Свои прегрешения они должны были искупать тяжелой работой в прачечных, где под неусыпным контролем женщин, давших добровольный обет безбрачия, их заставляли почти круглые сутки работать. Об этом во всех подробностях рассказывал нашумевший фильм «Сестры Магдалены» Питера Муллана, снятый в 2002 году и удостоенный «Золотого льва» в Венеции, где, в свою очередь, спустя 11 лет состоялась и мировая премьера «Филомены». Именно «Сестры Магдалены» первыми приходят на ум по мере знакомства с работой Фрирза. Другое дело, что в «Филомене» показ монастырских ужасов ограничивается всего несколькими короткими флешбеками, а основные события разворачиваются уже в начале ХХI века.
Фильм до неприличия документален: реальный Мартин Сиксмит написал историю реальной Филомены и реально поднялся после публикации своего очерка, вышедшего в 2009 году отдельной книжкой под названием «Пропавший ребенок Филомены Ли». Картина, по всей видимости, отражает мировоззренческую позицию и эволюцию самого постановщика, который, придя к академическому стилю, с некоторых пор начал симпатизировать уже не нигилистам и циникам, как раньше, а тем, кто уверовал, даже несмотря на то, что посредники Гпода могли относиться к ним совсем не по-христиански. Если Джуди Денч в роли Филомены в который раз подтверждает свой статус главной британской актрисы старшего поколения, то Стив Куган этим фильмом всерьез расширяет и укрепляет свое влияние в английском кино, выступая тут не только в качестве исполнителя главной мужской роли, но и автора сценария, и продюсера.
Несмотря на традиционную и неизжитую страсть в России к подобного рода сюжетам, фильм относительно скромно прошел в наших кинозалах: 67 тысяч россиян почти не видны на фоне 4,5 миллионов американцев или 600 тысяч французов. Но, видимо, основную часть российских зрителей составят те, кто привык пользоваться доступом к открытым источникам, где этот фильм только что появился.
Фото rogerebert.com