NGS
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-4°

пасмурно, снег

ощущается как -9

4 м/c,

сев.

755мм 52%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Развлечения Киноитоги-2012: «Мстители» и возрождение российского кино

Киноитоги-2012: «Мстители» и возрождение российского кино

Десять самых лучших фильмов минувшего года по версии НГС.РЕЛАКС

Продолжая подводить итоги-2012, НГС.РЕЛАКС выбирает десятку самых заметных фильмов, вышедших в прокат в только что закончившемся году. Девять фильмов и один лучший из мультфильмов расставлены в хронологическом порядке — в том, в котором они выходили в 2012 году в российский кинопрокат. Соответственно среди них есть и ленты позапрошлого года, добравшиеся до наших широких экранов с задержкой.

«Шапито-шоу». Для российского кино это был странный и, возможно, переломный год. С одной стороны — упали сборы отечественных фильмов: впервые ни один не вошел в десятку самых кассовых на родине (самые кассовые «Джунгли» появляются только в четвертой десятке). Госдума по такому случаю начала обсуждать перспективу обложить налогом фильмы проклятых заокеанских буржуев, переманивающих наших зрителей из «Джунглей». С другой стороны — в этом году вышло на редкость много хороших русских фильмов. «Я тоже хочу», «Рассказы», «Жить» — список можно продолжать. Особое место занимает ни на что не похожее, дико амбициозное «Шапито-шоу» Сергея Лобана, фильм-аттракцион, похожий на созданный сумасшедшим изобретателем автомат по производству историй. Идет с антрактом 4 часа, множество сюжетных линий синхронизированы с точностью и сложностью часового механизма, сходясь на черноморском курорте. Лысеющий аутист и романтичная барышня знакомятся в интернете, современный художник мечтает стать Энди Уорхолом. Одни ностальгируют по пионерии, другие — глухие, третьи — геи, а один — вообще двойник Виктора Цоя. Короче, портрет и гимн поколения.

«Артист». Через 80 лет после гибели немого кино милая французская мелодрама — черно-белая и немая — выигрывает пять «Оскаров», включая главные (лучший фильм, лучший режиссер), и собирает полные залы. «Артист» — история любви старлетки из массовки к усатому пижону-кинозвезде в Голливуде 20-х годов. Обоих, впрочем, переигрывает джек-рассел-терьер Угги, ставший после фильма настоящей звездой, выпустивший мемуары и заведший аккаунт в твиттере.

«Хижина в лесу». Этот хоррор можно было и не заметить среди легиона непритязательных поделок с таким же сюжетом: компания студентов едет в глушь, где их начинают изводить по одному. В «Хижине» эта поездка — часть эксперимента, в ходе которого жертвы сами определяют, в каком именно жанре их будут убивать. Особо страшной «Хижину» не назовешь, зато она круто задумана и туго закручена. Постмодернистских деконструкций жанра ужасов было много, но они выглядят рефератами или в лучшем случае курсовыми на тему. А «Хижина» — настоящая докторская диссертация, ставящая в исследовании жирную черную точку.

«1+1». В сиделки к парализованному богачу случайно попадает юный гопник: бестактный, наглый, не собиравшийся не то что вытирать задницу инвалиду, но и вообще работать. Ясно, что это начало прекрасной дружбы — и новой жизни для обоих. Все это рассказано во французском вкусе — легко, несентиментально, чувственно. Большинство знакомых, которых я спросила о любимом фильме года, назвали именно «1+1» (в оригинале — «Неприкасаемые»). А во Франции фильм стал самой посещаемой лентой местного производства за всю историю.

«Мстители». Мир спасает команда супергероев: от Железного человека до Капитана Америки. С ними — Скарлетт Йоханссон, играющая русскую шпионку, и главный актер экшена наших дней Джереми Реннер, похожий на симпатичную картофелину. Сейчас «Мстители» — на третьем месте в списке самых кассовых фильмов всех времен, сразу за золотыми горами Джеймса Кэмерона. И в этом году в жанре «большое ведро поп-корна» им действительно не было равных. Режиссер и сценарист «Мстителей» Джосс Уидон (ранее известный сериалами «Баффи» и «Светлячок», в этом году приложивший руку как продюсер и к «Хижине в лесу») как никто другой умеет конструировать из игрушечных героев и фантастических условностей правдоподобные миры.

«Королевство полной Луны». В любовно сконструированной режиссером Уэсом Андерсоном Америке 60-х годов странноватый мальчик и чересчур начитанная девочка сбегают на дикий пляж, прихватив самое важное (проигрыватель, котенка и енотовую охотничью шапку), чтобы зажить там без взрослых, — но на них надвигаются и вышедшие в поисковую экспедицию взрослые, и неслыханный ураган. Местами смешное и умилительное, а местами пронзительное кино о невозможности — но и важности — побега из дурацкого мироустройства, снятое режиссером, который явно помнит, что такое быть ребенком (явление не менее редкое, чем стихийное бедствие).

«Звери дикого Юга». За дамбой, отделяющей благополучную Америку от затапливаемых окраин, в рыбацкой деревушке живет восьмилетняя Хашпаппи с диковатым отцом. Кругом — густой, как патока, магический реализм: мама Хашпаппи не только лихо жарила крокодильи стейки, но и была так красива, что в ее присутствии чайник закипал без огня, а на деревушку надвигается библейской мощи потоп, с которым придут доисторические чудовища из тающих ледников. Дебют тридцатилетнего Бена Зайтлина был награжден в Каннах и на «Сандансе». Это в некотором роде американское народное кино — с карнавальным весельем, экологическим подтекстом и гимном свободе от желающего все отрегулировать и стерилизовать государства.

«Петля времени». В недалеком будущем киллер должен пристрелить пожилую версию самого себя, явившуюся из более отдаленного будущего. Соответственно друг за другом гоняются две версии одного героя с разными представлениями о том, как они (точнее, он) хотели бы прожить остаток жизни. Райан Джонсон (отягощенный большими надеждами после отличного неонуара «Кирпич») снял не просто отличную фантастику старой школы, но еще и кино, с которым легко солидаризироваться. Вправить мозги тому человеку, которым вы были когда-то и последствия глупостей которого вы до сих пор разгребаете, наверное, хоть раз хотелось каждому. А тут умудренного опытом героя, поучающего затрещинами самого себя в щенячестве, еще и играет Брюс Уиллис.

«Франкенвинни». Самым кассовым фильмом года вообще в России традиционно стал мультик — «Ледниковый период-4», неплохой, но и без особых звезд с неба. Главной же радостью для любителей оживленных картинок стало возвращение в анимацию Тима Бертона, снявшего трогательно готичного «Франкенвинни» — черно-белую историю о мальчике, решившем оживить труп любимой собачки, воткнув в нее оголенный проводок, вариацию на тему «маленький мальчик собачку нашел». Технически из трех мультфильмов Бертона «Франкенвинни» — самый лучший, в уютном страхе и детально проработанном мирке бултыхаешься, как в Средиземном море, — чуть огорчает предсказуемость сюжета, но за фирменную атмосферу с паучьими лапками и большеглазыми черепами с ресничками Бертону прощаешь все. Еще один крепкий и без пяти минут шедевр — «Храбрая сердцем» студии Pixar, про средневековую девочку, заколдовавшую свою маму.

«Любовь». Обладатель главного приза в Каннах-2012; неприятное кино о главном. Австриец Михаэль Ханеке ставит (как он это умеет и любит) стерильно бесстрастный эксперимент, заставляя наблюдать во всех подробностях последние месяцы пожилой пары. Жена после инсульта постепенно теряет все, что делало ее человеком — кроме любви мужа. В отличие от предыдущих работ Ханеке («Забавные игры», «Белая лента») «Любовь» не выдвигает чудовищных обвинений человечеству — а если и выдвигает, то высшим силам. Дополнительный контекст «Любви» добавляет то, что дряхлых героев играют знаковые кинематографические красавец и красавица прошлых эпох — Эммануэль Рива («Хиросима, любовь моя») и Жан-Луи Трентиньян («Конформист», «Мужчина и женщина»).

Елена Полякова, Владимир Иткин

Кадры из фильмов — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления