Спустя десять лет на экранах — теперь уже киношных, а не телевизионных — наконец появилось продолжение «Бригады», культового сериала о добром и отзывчивом мафиози Саше Белом и его друзьях. В 2002 году сыгравший Белого Сергей Безруков стал народным кумиром, а сам сериал имел феноменальный успех: в главных героях узнавали себя многочисленные «пацаны» России, свернувшие с истинного пути, «потому что иначе в то тяжелое время было никак». Новый фильм «Бригада» производит впечатление неоднозначное. С одной стороны, он потерял актуальность, изобилует глупейшими диалогами и, самое главное, лишился своего лица — Сергея Безрукова. С другой стороны, два часа экранного времени пролетают незаметно — фильм при условии потребления зрителем пива и попкорна спасает устрашающая харизма каскадера Александра Иншакова.
Выходу фильма предшествовали многочисленные скандалы и неурядицы. Еще в 2008 году Сергей Безруков объявил, что сниматься в продолжении «Бригады» не намерен. Объяснял он это тем, что тема бандитских 1990-х исчерпана, что сериал-де задумывался как русский ответ «Однажды в Америке», а теперь времена на дворе другие, да и сам Безруков не хочет ассоциироваться с мафией. Однако продюсер сериала Александр Иншаков все же решился продолжить бандитскую сагу, компенсировав отсутствие Безрукова собой в одной из главных ролей.
Фильм начинается с безоблачного черногорского пейзажа. Александр Белов, он же Саша Белый, на «Хаммере» едет наслаждаться тишиной Адриатики, в кадре мелькает часовенка старинного городка Пераста. О компьютерном фокусе на момент просмотра я еще не знал, но заметил, что с лицом у мафиози какая-то беда — бледное и безжизненное, как у мумии героинщика, оно отражалось в запотевшем стекле. Бледность, впрочем, можно было списать на непростую жизненную ситуацию: через несколько секунд расстрелянная гранатометом машина-танк уже летела в бирюзовые воды Боко-Которской бухты (тут хитроумные создатели не поставили точки над i, оставив зрителей гадать о возможности выползания персонажа из горящего «Хаммера»), а Катя Гусева с хлопающим глазенками беловским отпрыском и лысыми телохранителями в спешке садилась на катер.
Последующая катавасия уже связана с сыном Белова, Ваней, гражданином Соединенных Штатов. Хилый хипстер с модной абракадаброй вместо прически, Ваня водит дружбу с пузаном Филом и еще одним мускулистым (не чета Паттинсону) красавцем русского происхождения. Друзьям категорически не хватает денежных средств, поэтому все вместе они отправляются в современную Москву, чтобы заполучить наследство Безрукова.
Логика подсказывает, что друзья должны сколотить новую бригаду и гасить недомоченных врагов Белова, однако этого не происходит — главным образом из-за эмигрантской плюгавости, бессильной против российских «понятий».
Поэтому единственная роль, на которую может претендовать Ваня, это роль Ромео для Джульетты из знатного ФСБшного рода. И быть бы Ване расстрелянным, если бы не самый добрый, самый смелый, самый спортивный авторитет Иваныч, который может и в министерстве дела разрулить, и с авторитетами перетереть, и показать каскадерский трюк. В роли супергероя Иваныча как раз и выступает Александр Иншаков, сценарист и продюсер «Бригад», видный член партии «Единая Россия», президент ассоциаций каскадеров, каратистов и кинологов.
«Вы находитесь в стране, где могут убить за имя, за фамилию, просто за то, что вы есть», — ласково сообщает американским недотепам Иваныч в красной майке с надписью «СССР».
Сюжетная линия изобилует нелепыми ходами. Некоторых персонажей сценарист просто забывает, а потом неожиданно вспоминает, но всобачить их уже некуда. Но уж тут, как говорится, чем богаты — своего Мартина Скорсезе у нас не народилось. Экзистенциальная мистическая тоска — с этим нормально, был отличный «Бумер». Комедия абсурда — «Мама, не горюй» выше всяких похвал. А вот честного, стильного бытописания в духе «Банд Нью-Йорка» нет.
Впрочем, шедевра от кинолога-единоросса никто и не ожидал. Да, смотреть смешно — и герои ходульные, и диалоги дурацкие, и авторитеты какие-то неавторитетные. Но когда читаешь криминальные сводки о разборках в Новосибирске первомайских и ленинских и перед твоим взором проносятся все эти Ляки, Тристаны, Мамуки, Грини и Рожки, то понимаешь, что в жизни, скорее всего, герои были еще ходульнее, а уж диалоги… Кстати, если начистоту, Ляки и Рожки, а также все персонажи «Бригад» прошлых и будущих даже чисто фонетически больше походят не на героев боевика, а на персонажей пластилинового мультфильма. Представляете пластилиновый мультик про историю семьи Солодкиных и банду Труновых? По-моему, прекрасно.
Владимир Иткин
Кадры из фильма — kinopoisk.ru