Только недавно новосибирские активисты с легкой руки РПЦ изнемогали в нравственных корчах по поводу извращенца Пикассо и его скоромных работ, как наш город, столица Сибири, безусловно, цитадель инноваций и науки, снова очутился в гостях у Кафки. На сей раз новосибирские чиновники, оскорбленные в своих патриотических чувствах, решили просто-напросто запретить крупнейшую за последние годы выставку современного искусства «Родина». Меня это чистосердечно изумило. И даже не из-за откровенно барских замашек — ведь если бы выставка должна была проходить не в краеведческом музее, являющимся государственным учреждением, а в какой-то частной галерее, то такая чиновничья выходка была бы просто невозможной и противозаконной. Но меня поражает другое — будучи знакомой практически со всеми работами выставки, я совершенно искренне не понимаю, где здесь можно было усмотреть крамолу. Как экспонаты «Родины» могут «унизить честь и патриотическое достоинство русского народа»?
Даже страшно представить, что такое для новосибирских чиновников патриотизм, если они запрещают выставку, в общем, поднимающую больные вопросы современной России. Нельзя показывать огромное полотно, сшитое из тряпок, которыми гастарбайтеры моют полы, в центре которого зияет черная дыра с географическими контурами нашей страны? Для кого-то это секрет, наговор, провокация? Нельзя показывать чумазых изможденных шахтеров? Да, безусловно, выставка — это стеб над русскими мифологемами на Западе, стеб над тем, чем можно неплохо торговать за границей. Бесчисленные бюсты Ленина, голые бабы в кокошниках (под знаковыми именами Инно, Нано и Техно), сидящие на конях на манер трех богатырей, жизнерадостные ветераны, словно сошедшие с соцреалистического лубка и счастливо пляшущие прекрасным солнечным днем посреди зеленого луга. Ведь у нас плюнуть некуда — буквально под каждым забором нанотехнологии и инновации, а ветераны и вправду пользуются заслуженными почестями и уважением, чтоб беспечно плясать посреди цветущей полянки. Или у нас запрещена политическая сатира, и чиновников смутило огромное полотно Богдалова и Калинина, стилизованное под известное «Торжественное заседание…» Репина, куда художники усадили Путина, Ельцина и прочих узнаваемых политических фигур современности в расшитых серебром и золотом мундирах?
Больше всего в этой истории умилили комментарии чиновников по поводу неподходящего времени для проведения выставки — дескать, май, когда «мы говорим о своей великой истории, отдаем дань уважения ветеранам». Не ко двору, в общем, нефиг на праздничный фасад гадить — вот когда все выкинут свои георгиевские ленточки, по полгода грязными ошметками болтающиеся на антеннах автомобилей, вот тогда и поговорим.
Кстати, пару лет назад была очень похожая история с Еленой Хейдис, которую собирались судить за ее якобы «русофобские» картины. Разумеется, история закончилась ничем, потому что художника можно считать мазилой, бездарностью и кем угодно, но не тащить в суд за его работы. Можно просто не идти на выставку, ведь никто ни над кем не насильничает, не выставляет картины в общественном парке или в другом неожиданном месте общественного пользования, даже если им там самое место. Я бы не пошла на Хейдис, потому что она, на мой вкус, просто плохая художница, — и я думаю, она бы как-то пережила этот факт. Но я очень хочу попасть на выставку известнейших в России и за рубежом современных художников, ведь когда еще такой крупный проект окажется в Новосибирске, куда хоть сколько-нибудь значимый contemporary art вообще не привозят. Но вместо этого мне предлагают идти смотреть бездарного Никаса Сафронова, политкорректно выставленного в НГХМ.
Похоже, новосибирские чиновники даже не понимают, насколько масштабным и неординарным событием «Родина» должна была стать для новосибирской культурной жизни. Я отказываюсь понимать, что такое патриотизм в представлении наших чиновников, которые повели себя по принципу «хозяин-барин» и захлопнули двери своего подведомственного музея перед выставкой, которая им просто не нравится. Но одно я понимаю точно: меня лишили элементарного права выбора — смотреть или не смотреть мне эту выставку, решив за меня, что она «унизила мое патриотическое достоинство».
Фото Марии Орловой