Румынский художник и православный священник по совместительству рисует «светящиеся» иконы на стекле в стиле трансильванского наива.
Заглянуть в кофейню «Шансонье» на выставку Себастьяна Ликана меня привело досужее любопытство — румынский художник, по совместительству священник Русской православной церкви, который рисует «наивные» иконы на стекле. Термоядерный сплав, если добавить к этому, что Ликан, имеющий вид стильного молодого мужчины с эспаньолкой, надежно маскирующий его духовный сан, зарабатывает на жизнь еще и дизайном интерьеров.
На эту выставку стоит зайти хотя бы потому, что то, что делает Ликан — в самом деле явление для современного искусства. Иконопись на стекле — это исконно народное прикладное творчество, которым еще несколько веков назад занимались крестьяне. Сами для себя же рисовали иконы, по мере нехитрого умения, кто-то до этого и сундуки расписывал — потому что настоящие иконы в классическом византийском стиле были слишком дороги. Ликан, по сути, — один из художников (таких по пальцам можно пересчитать), который возрождает это народное искусство, сейчас практически ушедшее в небытие, а когда-то — и это может позабавить устойчивыми ассоциациями — цвело пышным цветом в Трансильвании.
В интерьерах «Шансонье» а-ля ар-деко эти «наивные» картины, больше похожие на старые рождественские открытки или рисунки в детских книжках, смотрятся особенно наивно. Мне так и не удалось понять, почему эти работы, обрамленные в рамы, очень напоминающие старинные потертые наличники, называются иконами, пусть даже условно. В отличие от других «стеклянных» рисунков Ликана, изображающих неканонических неказистых ангелов, пухлых херувимов или жертвенных барашков, будто сошедших с винтажных коробок от конфет, выставленные картины изображают пасторальные сценки из жизни сибирских селян. Баба с ведром, мужик, пляшущий в армейской ушанке с советской звездой, укутанные в платки крестьянки.
Долго пыталась понять, почему картины выглядят такими идеально гладкими и бликующими, будто нарисованными на зеркале, странно поблескивают изнутри, словно светятся. Оказывается, рисунок наносится на обратную сторону стекла, а эффект свечения дает золотая краска, которую Ликан обильно использует: золотое, будто сжатая фольга, небо с пухлыми овалами персиковых облаков, золотое сияющее ожерелье на шее у цыганки, золотые звезды… Эти трогательные картинки кажутся несовременными, напоминают рисунки на глянцевых крышках антикварных шкатулок — так и представляешь румынских крестьян XVIII века, трепетно вырисовывающих этот «трансильванский наив», неумело пытаясь копировать византийские каноны.
Но если отойти подальше и разглядывать работы Ликана на расстоянии хотя бы 5 шагов, то проявятся интересные детали — издалека в крестьянских лицах можно разглядеть черты традиционных иконописных ликов, а золотая краска странным образом образует рельеф, похожий на нимб над головами персонажей этих незамысловатых картин.
Фото westsib.ru