Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти и на второе — по добыче газа. В мае отечественные предприятия добыли 10,708 млн баррелей нефти и опередили Саудовскую Аравию. По добыче газа РФ отстает только от США, но лидирует по экспорту этого вида топлива. НГС.НОВОСТИ попытались разобраться и спросили экспертов, почему при таких объемах добычи нефти и газа регионам, таким как Новосибирская область, не хватает денег на строительство метро, больниц и дорог.
В мае российские компании добыли 45,288 млн тонн нефти и газового конденсата, что на 1,6 % больше аналогичного показателя 2014 года, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на государственное унитарное предприятие «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса». А среднесуточная добыча достигла 10,708 млн баррелей, при этом ближайший конкурент, Саудовская Аравия, в мае добывал в среднем 10,25 млн баррелей в сутки. Это позволило России занять 1-е место в мире по добыче нефти. Последний раз страна лидировала по этому показателю в 2010 году. Что же касается природного газа, то, по данным World Oil and Gas Review, подготовленным итальянской энергетической компанией Eni, которые в октябре привела «Российская газета», Россия занимает второе место в мире по его добыче после США. Доля РФ — 19,2 % от всей добычи в мире.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ расспросил экспертов, как делят нефтегазовые деньги внутри страны, и задал экспертам в сфере экономики и бюджета вопрос: почему крупным, но не связанным с нефтегазовой отраслью регионам настолько сильно не хватает денег — на строительство метро, больниц, дорог, на социальные нужды?
Карен Вартапетов, заместитель директора рейтингового агентства Standard&Poor's: «Российская налоговая система устроена таким образом, что основные налоги от нефтегазовой отрасли поступают в федеральный бюджет, а затем перераспределяются между регионами в виде межбюджетных трансфертов (их объем составляет ежегодно около 3 % ВВП).
В связи с этим регионы вынуждены оптимизировать несоциальные расходы и надеяться на помощь центра. Но так как федеральный центр отвечает за покрытие дефицита пенсионного фонда, а также решил нарастить расходы на оборону, то на трансферты регионам денег остается все меньше».
Владимир Клисторин, ведущий научный сотрудник Института экономики СО РАН: «Большую поддержку бюджету оказала девальвация рубля, которая последовала за падением цен на нефть. Нынешние трудности с бюджетом связаны с двумя вещами. В стране кризис, многие предприятия требуют государственной поддержки и сокращают налоговые платежи, потому что прибыль сокращается.
И вторая проблема — очень быстро растут расходы на национальную безопасность и оборону. Еще недавно у нас расходы на оборону были 3,5 % ВВП, в 2013 году. Сейчас они уже 4 % и даже больше, это большие деньги.
Положительное сальдо внешней торговли, которое создается благодаря нефтегазовому экспорту, съедается, во-первых, импортом и — второе — утечкой капитала. В прошлом году 155 млрд долл. ушло из страны, это много. Если капитал уходит из страны, то здесь меньше строится, меньше приобретается оборудования, меньше заказов, меньше прибыль предприятий — меньше поступлений в бюджет».
Валерий Ильенко, секретарь новосибирского отделения партии «Единая Россия», депутат областного Заксобрания: «Зная ситуацию в стране и дефицит бюджета — есть более приоритетные вещи, в первую очередь социальные.
До Новосибирска дойдет то, что ему положено. Если доходная часть будет увеличиваться на уровне РФ, то федеральный бюджет будет увеличивать субсидии в регионы, в том числе и на метро.
Надо сегодня ставить вопрос, как раз чтобы от этой иглы, нефтяной и газовой, бюджет не зависел напрямую. Это основная задача, и что сегодня и делается. От производства впрямую будет зависеть — это лучше будет, когда мы не будем зависеть от нефтяной трубы».
Наталья Зубаревич, ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики (ВШЭ): «Мы живем на эту ренту, как только цена нефти пошла в рост. Перераспределение трансфертов регионам выросло за 2000–2010 годы во много раз — до 1,6–1,8 трлн руб. трансфертов. А сейчас идет экономия бюджетных расходов. Уже по I кварталу 2015 года 20–30 регионов начали рубить социалку: образование, здравоохранение. Даже на соцзащиту 16 регионов покусились. И денег сейчас на проекты у городов нет, и метро будут сворачивать все.
И дорожное строительство только пинками президентских указов сейчас делают. Даже если не будет сильно падения, а его не будет — кризис медленный, то, уверяю вас, до 2020-го, если ничего в богоспасаемом отечестве не поменяется, роста не будет нормального».
Леонтий Эдер, заведующий лабораторией ресурсов углеводородов и прогноза развития нефтегазового комплекса ИНГГ СО РАН: «В настоящее время, несмотря на то что Россия вышла на первое место по объему добычи нефти, доходы от экспорта нефти сократились чуть менее чем в 2 раза по сравнению с докризисным уровнем. Это связано с падением цен на нефть и ухудшением конъюнктуры мировых энергетических рынков. Нефтегазовый сектор является основным донором экономики: кроме нефтегазовых доходов есть поступления от ряда прочих сырьевых отраслей, но эти источники очень ограничены. Доходная часть бюджета резко отстает от расходной части. В связи с этим в настоящее время правительство осуществляет существенное урезание государственных расходов по социально-экономическим направлениям, в том числе на строительство метро, больниц, дорог, на социальные нужды.
Особенности структуры экономики России таковы, что рост экономики возможен только благодаря росту цен на нефть. Если же цены не растут, а тем более падают и фиксируются на достаточно низком уровне, ожидать развития регионов не приходится.
Объем бюджетных средств, поступающих из федерального центра, сокращается, растет дефицит регионального бюджета».
Дмитрий Косенко
Фото depositphotos.com