NGS
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+14°

облачно, без осадков

ощущается как +11

4 м/c,

с-з.

749мм 59%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Культура Смотри, рыба летит! (фоторепортаж)

Смотри, рыба летит! (фоторепортаж)

Художники построили у Обского моря парк с парящими над соснами акулами, лабиринтами и таинственной башней, — взрослые впадают здесь в детский восторг

Придуманное архитектором и галеристом Андреем Черновым богемное увеселение проходит с 2012 года в районе с брутальной репутацией — на окраине ОбьГЭС. Художники и их бревна окопались в глубине большого местного парка «У моря Обского»…

Около сорока художников полторы недели пилили около сотни кубометров дерева-топляка, валежника и прочего деревянного мусора, любезно предоставленного прибоем Обского моря. 5 июля художники наконец закончили — и открылся III Сибирский эко-фестиваль лэнд-арта «Елки-Палки». Уходящие высоко вверх плетеные башни и затаившиеся в соснах акулы, лабиринты, где спрятан смысл жизни, и лобное место, где художники противостоят агрессивным гопникам, — корреспонденты НГС.АФИША запечатлели самые интересные объекты III Сибирского эко-фестиваля креативной деревянной архитектуры и лэнд-арта «Елки палки».

…Это большой уютный парк советского периода, где рисованные от руки афиши созывают любителей частушки и гармони, страшный сортир с неуединенными очками в полу не изменился с 80-х годов, а по кормушкам рыщет немыслимое количество белок. Есть опасение, что местные дети, которым родители кричат: «Смотри — белочка! Ой, еще одна! И сзади!», вырастут косоглазыми. Указателей к фестивальной поляне не хватает; в кассах о том, куда именно идти эстету, не знают (или не говорят по цензурным соображениям). И только мужчина, покупающий пачку билетов на батут, подсказывает: прямо и направо, а там начнутся эти горелые палки.
Фестивальная поляна на первый взгляд напоминает декорации сумасшедшего американского независимого фильма про коммуну хиппи на постапокалиптических руинах цивилизации…
…художники снуют в лабиринтах, образованных гигантскими грудами валежника, исчезают в Гнезде — большом и толстом шалаше из веток, разогревают блинчики с мясом на горящем стуле. «Это чё — электрический стул?» — «Не, это хуже, на этот совсем отморозков сажают», — бурно реагируют проходящие мимо спортивно одетые короткостриженые юноши.
Лэнд-арт — искусство под открытым небом, часто — из натуральных материалов, вписанное в пейзаж, рождающееся из него, переосмысляющее и меняющее среду. Лэнд-арт родился в 1960-е годы — из желания художников выбраться из галерей и отношений купли-продажи — и так и остается неприбыльным искусством, которое в мире финансируют меценаты или местные власти, желающие сделать свой регион посимпатичнее.
Один из самых заметных объектов — «Башня без истории». «Когда людей водят к любой башне, то рассказывают ее историю, — комментируют свою работу приехавшие из Барнаула «дизайнер и безработный» Иван и Александр. — А тут нет никакой истории, башня появилась вчера, но возникают вопросы: почему она здесь, почему она такая? Она сделана из старого дерева, поэтому можно подумать, что она тут уже давно». На стройку башни ушло около 40 часов.
«В прошлом году, говорят, фестиваль был массовым запоем, а в этом ничего подобного, потому что завязал куратор! — продолжают барнаульские художники. — Погода была идеальная. Море, хоть и с коровьим бешенством, — или что там у вас? — но такое теплое, что невозможно не купаться!».
На фестивале действительно густо разлита редкой концентрации летняя эйфория.
По словам координатора фестиваля Сергея Алексеева, в этом году появилось около 10 крупных объектов, а всего, если считать и мелкие, — около 20. С десяток работ, переживших зиму и напористый интерес отдыхающих, стоят тут с прошлого фестиваля. Старые объекты художники подновили и переосмыслили.
Всего на фестивальной поляне — не менее трех десятков объектов искусства. Осматривать ее можно долго, находя новые объекты или верный угол зрения для уже увиденных. Например, спеша к центру действа, можно пропустить притаившуюся в деревьях у входа акулу или абстрактную загогулину, смутно похожую на девушку с веслом.
К спрятанной в огромных кучах валежника работе «Путь к…», например, определенно нужно найти подход. Дорожка ведет в узкий — не каждый протиснется — проход, который упирается в замазанное черной краской зеркало…
«…Человек проходит путь, непростой, — не каждый дойдет — и ожидает увидеть в его конце в зеркале свое лицо, но не видит, а видит космос или пустоту — каждый свое», — комментирует автор, фотограф Владимир Жуланов. Отдыхающие на местном пляже, по его словам, искусством «интересуются, удивляются, а нас называют бобрами».
Местные отдыхающие, тяготеющие к радикальным формам арт-критики (в жанре поджогов или разломанных объектов), — одна из постоянных тем фестиваля. Об этом, например, — сделанная из обломков погибшего объекта работа идеолога фестиваля Андрея Чернова «Борьба культуры с отдыхом» (на фото). «Но вообще-то весь фестиваль — про борьбу культуры с отдыхом, — смеется господин Чернов. — Я вижу некоторую миссию в том, что фестиваль проходит на депрессивной территории».
В мире примеров, когда художники, стянувшись в район с неблагополучной репутацией, действительно превращали его в модное место, действительно хватает, хотя к российской действительности (из-за низкой социальной мобильности и множества других причин) они малоприменимы.
Архитектор Евгений Жигаев, сделавший объект «По кривой дорожке» (на фото) без каких-либо крепежных материалов, говорит, что для самих участников фестиваль — это возможность развеяться, поработать с непривычными материалами и идеями, познакомиться с новыми людьми, — и также отмечает социальную миссию фестиваля. Есть и экологическая: по оценкам специалистов, ежегодно в Обское водохранилище попадает до 100 тыс. кубометров дерева, — а выловленный топляк мало на что годен, кроме нужд дизайнеров и художников.
Публика, осматривающая объекты, — самая разная, и большинство не похожи на архитекторов и дизайнеров. «Шикарно, молодцы, супер!» — большое семейство, фотографирующее своего отца в гнезде «с птенчиками», наперебой хвалит все, что видит (сами они приехали в Новосибирск в гости из Санкт-Петербурга). «Я с таким названием — «Елки-Палки» — раньше знал только трактир в Москве, — но тут реально супер!» — восхищаются прохожие с пляжа.
Случайно забредшие на фестиваль зрители дружно радуются деревянным слоникам и башням, как дети. Бывалые отмечают, что в этом году работ поменьше. Многие жалуются на то, что вся музыкальная часть открытия почему-то целиком отдана бардам — на прогрессивных юных любителей дизайна этот жанр нагоняет тоску.
Андрей Чернов отвечает, что бардов позвали потому, что хочется сделать арт-парк, где встречаются все искусства, и для начала надо, чтобы «хотя бы какая-то музыка была». Меньшие масштабы господин Чернов объяснил тем, что в этом году — «вероятно, из-за кризиса», — бюджет фестиваля поменьше, поэтому не хватало и техники, и рабочих рук (тяжелую работу художники в основном перекладывают на гастарбайтеров). Впрочем, несмотря на некоторый кризис, фестиваль по-прежнему выглядит весьма симпатичным начинанием, а поляна (в двух шагах от пляжа) — неплохой легкой культурной программой на выходной.
Елена Полякова

Фото Веры Сальницкой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления