21 июня понедельник
СЕЙЧАС +10°С

«За эти деньги я дверцей хлопну»

Новосибирские таксопарки восстали против снижения «минималки» до 60 рублей — это не спасет их бизнес от вымирания

Поделиться

Поделиться

Бойкот и проверки

Акции протеста таксистов против так называемых «сетевых компаний» сегодня проходят повсеместно — от Нью-Йорка до Сеула. Главным обвиняемым выступает, как правило, американская компания Uber. В Париже в декабре прошлого года таксисты в течение дня фактически блокировали оба основных аэропорта, не пуская к терминалам никакие легковые машины вообще.

Главная претензия таксистов к «сетевикам» состоит в том, что они создали технологическую возможность любого автовладельца в любой момент предложить свои услуги перевозчика. Достаточно скачать специальное приложение на смартфон или планшет и подключиться к системе. Сетевые операторы предлагают более низкие тарифы, отнимая клиентов у классических таксопарков.

В Новосибирске Uber пока нет, так что в качестве виновника проблем пришлось выступить компании «Лидер». Как заявил председатель профсоюза таксистов Андрей Артюх, в немалой степени усилиями именно этой компании цена минимальной поездки в городе сегодня упала со 150 руб. до 100, а тариф за километр опустился до 10 руб.

Выйти из ситуации, по мнению председателя профсоюза, можно только совместными усилиями государственных органов и таксистского сообщества. На митинге, организованном в прошлую субботу профсоюзом, Артюх призвал коллег бойкотировать заказы «Лидера» хотя бы один день в пятницу в течение нескольких часов вечером. Одновременно он пообещал, что машины «Лидера» будут проверять контролеры из областного министерства транспорта.

Поделиться

100 рублей не предел

Уже глядя на нестройные ряды участников митинга, можно было понять, что бойкот вряд ли будет массовым. При заявленном количестве участников в 200 человек в полдень в субботу на площадь Пименова пришли от силы человек 70–80, да и те далеко не все разделяли идею бойкота.

«Мы бы рады получать побольше, но нужно понять сторону клиента. Если сегодня он ездит за 120 руб., то вернуть его на 150 уже нельзя. Он лучше на автобус сядет», — выступил с короткой речью из толпы сухощавый парень в ношеной синтетической куртке. Андрей Артюх попытался сгладить назревающий конфликт, объяснив, что претензии есть к многим сетевым компаниям, но если «Лидер» поднимет тарифы, это сделают и другие диспетчерские службы.

«У вас тарифы упали в два раза, а говядина — вдвое подорожала!» — перешел он в наступление. «А мы говядину не едим, только «Доширак», — парировали с недобрым смехом таксисты, согласные возить пассажиров за 100 руб.

К дискуссии подключился руководитель компании «Родное такси» Леонид Пахомов, начавший речь с поздравления с Днем таксиста (22 марта) и пожелания всем возить пассажиров «по 500 руб., а не по 100».

По его словам, нынешняя «минималка» в 100 руб. — не предел. В Новосибирске в некоторых компаниях уже действует тариф «по району» в 80 руб., но главные проблемы еще впереди. Пахомов продемонстрировал собравшимся распечатку из Вологды, где стоимость заказа одной поездки была равна 60 руб.

«Да за эти деньги я только дверцей хлопнуть могу», — заметил один из собравшихся. «Ты не поедешь, а «урюк» какой-нибудь — поедет», — ответил ему коллега.

«Отключить телефон, и всё»

Судя по всему, Андрей Артюх и сам не очень верит в сознательность «бомбил» — основные надежды он связывает с карательными мерами со стороны государства. Если навести порядок и убрать «подработчиков» (т.е. тех, для кого извоз — это не основной вид деятельности), то таксистов станет «не 50 тыс., как сейчас, а хотя бы 20 тыс.», тогда и цены придут в норму (150 руб. минимальная стоимость поездки и 16 руб. за каждый километр). Впрочем, как именно можно убрать эти 30 тыс. конкурентов, не очень понятно, так как, по признанию самого Артюха, «90 % таксистов — нелегалы, потому что легально работать бессмысленно». Однако, по его мнению, можно на местном уровне установить минимальные тарифы и карать за их нарушение. В качестве примера эффективного регулирования рынка перевозок он приводит Белгород, где «властным решением службу такси просто закрыли. Отключили телефон, и всё».

Директор «Лидера» Вячеслав Шевченко заявил НГС.БИЗНЕС, что митинг организовали компании, которые «проигрывают конкурентную борьбу», не назвав конкурентов по именам. Шевченко согласен, что тарифы падают, но объясняет это появлением «более современных технологических решений», бороться с которыми бессмысленно.

В одном руководитель «Лидера» согласен с организаторами митинга — тарифы будут падать и дальше.

Если на местный рынок выйдут крупные агрессивные игроки, то они действительно смогут предложить поездку за 50 руб., даже если на первых порах им придется для этого доплачивать водителям (разницу между тарифом и суммой, за которую таксист готов выполнить заказ).

Потом рынок вернется к устраивающим всех ценам, но «классические» таксомоторные парки такого демпинга, скорее всего, просто не переживут, признает директор «Родного такси» — уже сегодня ему нечем платить по кредитам. В лучшем случае им останется только сравнительно узкий сегмент бизнес-перевозок и пассажиры, готовые переплачивать за гарантии и качество. Для остальных клиентов слово «такси» перестанет ассоциироваться с «шашечками» на крыше и бортах машины.



Стас Соколов
Фото автора

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...