В Новосибирске бум кальянных — этот бизнес стал мечтой молодежи о собственном деле. С конца прошлого года, по мнению участников рынка, число кальянных увеличилось чуть ли не вдвое. Справочник 2ГИС даже сообщил о создании для них новой рубрики. Сколько нужно вложений, чтобы открыть кальянную, как быстро можно вернуть деньги и какими качествами нужно обладать, чтобы не остаться с долгами на руках — в материале НГС.БИЗНЕС.
На сегодняшний день в Новосибирске работает около 50 специализированных заведений для курения кальянов, и большинство из них были открыты в конце прошлого года. Участники рынка и аналитики признаются — в Новосибирске бум открытия кальянных. Например, по мнению совладельца гостиной с курением кальяна 4rooms (открылись в январе) Павла Вострикова, в городе уже около 150 кальянных, 40–60 % которых успели открыться с осени. Совладелица кальянной Stan Lee (заработавшей в декабре) Анастасия Цунами призналась, что, по ее наблюдениям, новые кальянные сейчас открываются чуть ли не каждую неделю, и на данный момент их не менее 50 в Новосибирске.
В 2ГИС на сегодняшний день нет и не было данных о кальянных, продающих табак, поскольку в России с 1 июня 2013 года действует запрет на курение в соответствии с законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (ст. 16), отметили в компании «2ГИС». Однако с февраля в справочнике 2ГИС появится новая рубрика «Центры паровых коктейлей». «Сегодня в городах работают специализированные заведения, которые предлагают паровые коктейли, не содержащие табак. Следовательно, они могут присутствовать в справочнике. Сейчас мы начинаем сбор справочной информации о таких центрах», — подытожили в «2ГИС».
Однако не все кальянные открылись буквально «на днях». Сеть кальянных Smoke House, например, работает уже год — и в конце февраля откроет третий бар, на этот раз в Академгородке, рассказал совладелец сети мастер спорта международного класса по сноуборду и чемпион Европы Сергей Лапушкин. Кроме того,
Smoke House успешно продает свои франшизы: одноименные кальянные работают в Красноярске, Новокузнецке, Омске, Краснодаре, Уфе, Воронеже и Астане (Казахстан). Стоимость франшизы — 120 тыс. руб., сообщил Лапушкин.
Для открытия кальянной обычно требуется нанять 1-2 сотрудников и арендовать помещение 40–100 кв. м; инвестиции в бизнес в среднем составляют от 400 тыс. до 1,5 млн руб., а окупаемость — от полугода до 1,5 лет, считает маркетолог Grinderr Асламбек Баликоев.
Участники рынка отмечают, что минимально вложить можно 500–800 тыс. руб., как некоторые, по их мнению, и делают, однако в среднем представители Smoke House, Stan Lee и 4rooms сошлись в том, что нужно около 1,5 млн руб. Самая затратная часть — вентиляция. Также важно создать особую атмосферу, вложиться в дизайн интерьера. Кроме того, конечно, после Нового года резко подскочили в цене сами кальяны, табак и прочие «расходники» этого бизнеса.
По данным исследования готовых бизнесов кальянных баров, проведенного Grinderr, среднемесячная выручка таких заведений составляет 200–400 тыс. руб., а чистая прибыль — 50–100 тыс. руб.
Как правило, там продают только кальяны — чай, кофе, сладости зачастую подаются бесплатно. Цена за курение одного кальяна на классической чаше в среднем составляет от 600 до 1000 руб., кальян на фруктовой чаше — в среднем 1200–1400 руб. «Некоторые кальянные фиксируют оплату именно за кальян, некоторые фиксируют почасовую оплату кальянов. У нас же во всех кальянных Smoke House цена идет непосредственно за время по принципу антикафе — 1,5–2 часа», — рассказал Сергей Лапушкин.
«В основной массе услуги кальянных — это предоставление кальяна, чайные церемонии, аренда игр и оборудования. В нашем случае — это аренда помещения с возможностью аренды кинооборудования, игровых приставок и кальянов. Наш бизнес, как ни странно, ближе к гостиничному, нежели к общепиту», — отмечает совладелец гостиной 4rooms Павел Востриков.
Участники рынка отмечают, что, открывая кальянную, важно не поскупиться на юриста и правильно оформить свое заведение. «Кто-то оформляет помещение как курительную комнату, кто-то сдает в аренду столики», —
поделился Павел Востриков. Сергей Лапушкин сообщил, что им юристы рекомендовали не предоставлять никаких услуг, кроме курения кальяна. Игроки рынка отмечают, что далеко не каждая из открывающихся кальянных «заморачивается» с юридически грамотным оформлением бизнеса, поэтому некоторые из них уже начали закрываться.
По оценке аналитиков Grinderr, число интересующихся курением кальяна в Новосибирске (хотя бы один раз в год) составляет около 70 тыс. человек — это около 7 % трудоспособного населения города. Основная аудитория, свыше 70 %, — это мужчины 18–30 лет. На сегодня кальяны — модная тенденция, а этот бизнес заманчив низким порогом входа и быстрой окупаемостью.
При росте предложения и увеличении доступности кальянных баров потребление кальянного табака будет расти — это движущие факторы рынка. Однако есть и понижающие, перечислил Асламбек Баликоев: во-первых,
рост курса валют снизит доступность качественного табака и оборудования для его курения. Второй понижающий фактор — снижение покупательной способности населения. Не стоит забывать и об ограничениях законодательства,
которое предъявляет строгие требования к оборудованию кальянных, и это может затормозить рост числа заведений такого типа или их уход в тень, в приватные клубы, считает Баликоев. И, наконец, аналитик предвидит снижение рентабельности кальянной индустрии: при увеличении числа кальянных баров цена предложения будет падать, также будет падать рентабельность, что поставит некоторые предприятия на грань выживания.
Зинаида Кузнецова
Фото depositphotos.com