NGS
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+16°

облачно, без осадков

ощущается как +14

3 м/c,

с-з.

747мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Бизнес Экономика Carl's Jr. умер от страха

Carl's Jr. умер от страха

Из Новосибирска вместе с долгами навсегда ушел продавец вкусных гамбургеров — его выдавили Burger King, McDonald's и путинские санкции

Новосибирский ресторанный рынок понес первые серьезные потери. Компания «Яркая звезда» с новосибирскими корнями, которая взялась развивать в России американские бургерные Carl's Jr. («Карлс Джуниор») сворачивает деятельность и уже закрыла все новосибирские точки этой сети. Проблемы у «Яркой звезды» начались еще в прошлом году — с нее требуют возмещения более 50 млн руб. долгов. Но окончательно ее бизнес убило падение рубля, уверены эксперты.

«Яркая звезда» была создана в 2009 году совладельцами некогда крупнейшего производителя снеков компании «Сибирский берег» (самый известный бренд — «Кириешки»). Они как раз продавали свой бизнес конкуренту — корпорации «КДВ» (сделка закрыта в том же году) и решили, в том числе, попытать счастья в общественном питании. По данным системы «СПАРК», сейчас владельцами «Яркой звезды» с равными долями в 33,33 % значатся всё те же бывшие совладельцы «Сибирского берега» Юрий Ан, Александр Кычаков и Вадим Сухарев.

Франшизу сети Carl's Jr. начинающие рестораторы решили купить потому, что надеялись с помощью этого бренда противостоять лидерам мирового бургерного рынка, и прежде всего сети McDonalds. Carl's Jr., хоть и значительно уступает «Макдоналдсу» по количеству заведений (3 тыс. точек против более чем 33 тыс.), но довольно заметен на рынке ряда штатов в самих США. Но главное, что Carl's Jr. позиционирует себя как сеть бургерных «премиум-класса» — более дорогих, но и более вкусных, разнообразных и т.д. До какого-то момента этот расчет работал. Как рассказывал ранее управляющий партнер «Яркой звезды» Евгений Михиенко,

Предприниматель Дмитрий Белянов, год назад вернувшийся из США, чтобы заниматься бизнесом в России (открыл службу доставки роллов и лапши Kusai.me), говорит, что и у себя на родине Carl's Jr. «особо звезд с неба не хватала», начав активно развиваться только 15 лет назад за счет новых бургеров. «Они дороже, чем у конкурентов, но качественнее и вкуснее», — признает он.

В Новосибирске Carl's Jr. какое-то время оставался единственной международной бургерной сетью, открыв свои первые заведения еще в 2011 году. Поначалу развитие шло довольно успешно — в прошлом году сеть выросла до 6 точек, охватив большинство крупных торговых центров («Аура», «Сибирский Молл» и «Сан Сити») и ключевых с точки зрения пешеходного трафика зон города. Еще в первой половине 2014 года Евгений Михиенко был преисполнен оптимизма: компания планировала в 2015 году довести количество своих заведений в городе до 10 и даже строила отдельную закусочную, которая должна была стать первым в городе крупным фастфудом для автомобилистов (с возможностью обслуживания не выходя из машины). В том же году

«Яркая звезда» начала продавать субфраншизы — разрешения на работу под брендом Carl's Jr. другим предпринимателям. Всего на конец прошлого года заведения сети работали в 15 городах России.

Однако осенью курс рубля относительно мировых валют рухнул, а с ним, видимо, и надежды владельцев. Сначала были закрыты две наименее успешные точки — рядом с метро «Студенческая» и в районе площади Калинина. Остальные закусочные проработали до начала 2015 года, собрав последние сливки с предновогоднего наплыва клиентов, и тоже были закрыты. В головном офисе, расположенном в Санкт-Петербурге, НГС.БИЗНЕС сообщили, что компания закрывает все точки в России — в Северной столице это должно быть сделано на этой неделе. Речь идет, разумеется, только о собственных заведениях, партнеры франчайзи теоретически могут продолжить работу.

Проблемы у «Яркой звезды», впрочем, начались уже в прошлом году. Сейчас в Арбитражном суде по Санкт-Петербургу и Ленинградской области находится более 10 исков о взыскании с компании задолженности общей суммой более 50 млн руб. Даже при нынешнем курсе рубля на эти деньги можно открыть два небольших заведения сети (инвестиции в одну точку варьируются от 330 тыс. до 600 тыс. долл.).

Владимир Хилько, в свое время работавший сразу в нескольких заметных новосибирских и федеральных проектах (от «Росинтера» до «Шоколадницы»), думает, что главной причиной решения владельцев «Яркой звезды» свернуть проект могла стать зависимость от импортных ингредиентов. Действительно, как рассказывал ранее Евгений Михиенко,

самый дорогой ингредиент бургеров — бифштексы — компания была вынуждена поставлять из-за рубежа, поскольку договориться о производстве их в России оказалось невозможно.

У Carl's Jr. (как у любой крупной сети, впрочем) очень жесткие требования к производству любых составляющих своих бургеров, и для того, чтобы наладить их местное производство, большинству предприятий в России, по сути, пришлось бы провести комплексную реконструкцию. Именно так, кстати, дело обстоит с производителями ингредиентов для российского «Макдоналдса», где на эту сеть работают целые предприятия. Но «Макдоналдс» имеет в России уже 400 заведений и может легко загрузить своими заказами не один цех. У «Яркой звезды» же по всей России на конец прошлого года работали только 48 бургерных. Даже при цене в 30 руб. за доллар импортное мясо сокращало рентабельность проекта, а после того как рубль начал терять в весе, весь бизнес оказался под угрозой.

Еще одной причиной закрытия бургерных Владимир Хилько считает их изначальный сугубо инвестиционный характер: «Для владельцев это было просто одним из способов вложить деньги. У каждого есть какие-то другие проекты, и они просто посчитали, что в нынешней ситуации продолжать вкладывать деньги в развитие сети, жестко завязанной на импорт (причем не только ингредиентов, но и оборудования), слишком рискованно».

Не мог не сказаться на решении владельцев «Яркой звезды» и напор конкурентов. Кроме «Макдоналдса» клиентов у «Карлс Джуниора» все активней отбивает вторая по размеру мировая бургерная сеть «Бургер Кинг».

Сегодня у нее уже 260 заведений в России и к 2016 году сеть планировала довести число своих закусочных до 500. Характерно, кстати, что свой первый новосибирский ресторан формата Drive thru (позволяющий сделать заказ и забрать его, не выходя из машины) «Бургер Кинг» открыл на том месте, где ранее это собирался сделать «Карлс Джуниор».



Стас Соколов
Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления