NGS
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+14°

облачно, без осадков

ощущается как +11

4 м/c,

с-з.

749мм 59%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Бизнес Экономика «Мы переориентировались на экономных людей»

«Мы переориентировались на экономных людей»

Алексей Захаров о секретах успеха сети супермаркетов «Холидей» в борьбе за новосибирского покупателя

Компания «Холидей» обогнала местных конкурентов по объему продаж и собирается продолжить развитие сети магазинов для экономных людей — «Холди.Дискаунтеров». В рейтинге крупнейших розничных компаний по итогам 2008 года, составленном журналом «Финанс», «Холидей» оказался на 34-м месте с объемом выручки 19 800 млн рублей. Он оставил позади «Новые торговые системы», развивающие «Квартал», «Крепость» и «Пятерочки», которые заработали на 8 млн меньше. Генеральный директор сети «Холидей» Алексей Захаров рассказал корреспонденту НГС.БИЗНЕС о том, что не рассчитывает увеличить доходы компании за счет роста цен, объяснил увеличение стоимости сахара и поделился планами по открытию пивных отделов.

Справка: Захаров Алексей родился в Новосибирске, окончил Государственную академию управления имени Серго Орджоникидзе (г. Москва) по специальности «Информационные системы в управлении». Первый магазин «Холидей» появился в Академгородке в 2000 году, сейчас ООО «Компания Холидей» — крупнейшая розничная продуктовая сеть в Сибири, созданная путем слияния сетей «Холидей» и «Сибириада». В декабре 2007 года к ним присоединили кемеровскую сеть «Кора». Сейчас «Холидей» владеет 134 магазинами, из них 56 в Новосибирске.

«Холидей» занял в рейтинге журнала «Финанс» 34-е место — с наибольшей годовой выручкой из новосибирских розничных компаний. Что значит этот показатель и как вы его добились?

Выручка — самый простой и понятный показатель. Это просто объем продаж, и нельзя сказать, что в 2008 году мы добивались его особенным образом. Выручка росла каждый год — когда-то быстрее, когда-то медленнее.

Тем не менее группа «Новые торговые системы» («Квартал», «Крепость», франчайзи «Пятерочки») в рейтинге только на 56-м месте, хотя у вас 134 магазина, а у них 186. За счет чего вам удается продавать больше?

Это вопрос того, насколько правильно сделан ассортимент, как соотносится ассортиментное и ценовое предложение. Если с меньшим количеством магазинов мы получаем большую выручку, значит, людям больше нравится то, что делаем мы, и у нас выше эффективность.

Как ваша сеть сокращалась и развивалась в кризисный период: сколько магазинов было закрыто, с какими новыми форматами компания начала работать?

В начале 2009 года мы закрыли 4 магазина. Всего в сети сейчас 134 магазина в Кемерово, Омске, Барнауле, Томске и Новосибирске. Мы начали развивать новый формат, ориентированный на экономных людей, — дискаунтеры. Они создаются для тех, кто готов отказываться от предпочтительных брендов в пользу более низкой цены. За счет того что в дискаунтерах сокращенный ассортимент, мы можем минимизировать свои издержки и сделать покупателю хорошее ценовое предложение.

Пилотный проект мы запустили в мае на Бердском шоссе, сейчас «Холди.Дискаунтеров» в Новосибирске четыре, в Кемерове и Омске по одному. В октябре мы запускаем три объекта в Барнауле.

Оцените итоги первых месяцев «Холидея Макси» в «Ройял Парке». Справляетесь ли вы с поддержанием более широкой ассортиментной линейки?

В ассортименте «Холидея» в «Ройял Парке» порядка 18 000 позиций, там увеличена акционная зона, то есть проходит больше промо-акций. Мы отказались от предложения эксклюзивных высокоценовых позиций и ориентируемся на среднеценовой сегмент.

Как развиваются ваши отношения с поставщиками? Сложные времена, когда крупные компании, такие как «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», прекращали поставки, закончились?

Тяжелый период пришелся на конец первого – начало второго квартала 2009 года, когда были большие проблемы с перекредитованием и банками. Проблемы с поставщиками мы решали более или менее успешно, не было большого количества судебных исков. Когда у компании более тысячи контрагентов, всегда есть какое-то количество спорных моментов. Сейчас у нас их меньше, чем у кого бы то ни было. Благодаря привлечению кредитных ресурсов Сбербанка мы вошли в нормальный режим расчетов с поставщиками. Более того, по акционным позициям работаем по предоплате или с очень быстрым расчетом по позициям, которые дают наибольший эффект.

Во время кризиса закрылся «АЛПИ», начали появляться новые игроки — сеть «Удобный», «Соседи». Как вы оцениваете происходящие на рынке продуктового ритейла процессы?

После ухода такого крупного игрока, как «АЛПИ», определенное перераспределение рынка происходит. Однако что касается новых игроков, они еще очень долго не будут серьезным образом влиять на рынок. У производителей и оптовых компаний порой возникает ощущение, что заниматься розницей самим легко. Но не так просто найти подходящее помещение для магазина, а при увеличении количества торговых точек начинается лавинообразный рост проблем. Первая проблема наступает при открытии 10-го магазина, вторая — 30-го, третья и очень большая — 50-го.

Покупатели всегда предъявляют претензии ко всем продуктовым сетям из-за свежести продукции. Как вы решаете эту проблему?

Некоторые считают, что продавать несвежую продукцию — сознательная политика сетей. Это неправда, ни одна компания специально так не делает. Причиной возникающих с качеством продукции проблем чаще всего является недостаточный контроль. Второй момент — проходимость. В магазинах, куда покупатели заходят мало, часть товара портится.

Мы очень много внимания уделяем контролю сроков. Это один из факторов, который напрямую влияет на зарплату сотрудников и директора магазина, вплоть до увольнения.

Роста стоимости каких продуктов стоит ожидать в ближайшее время?

Будет сезонный рост цен на овощи-фрукты, сильного роста цен на отдельные товары пока не ожидается. Растет в цене сахар, но это мировая тенденция — его стоимость подняли импортеры, искусственно ограничив ввоз в страну. С начала лета весовой сахар подорожал на 13 % — это его сезонный рост, но на конец сезона, в сентябре, его цена не упала, а выросла еще на 19 %. Таким образом, на сегодня по отношению к началу лета общий рост цены на сахар составил 34,5 %. Несмотря на то что мы испытываем некоторые проблемы с наличием сахара на полках, мы стараемся сдерживать рост цен. Так, в начале лета в наших магазинах сахар стоил 29 рублей за килограмм, сейчас — 37,9, то есть мы увеличили продажную цену на 30,6 %.

Расскажите о вашем пивном проекте. Какие у вас планы по развитию в целом?

Мы собираемся увеличить продажи разливного пива: со 100 тысяч литров до 1 миллиона в месяц, открыть пивные отделы практически во всех магазинах сети. Сейчас соответствующее оборудование установлено только в 20 магазинах сети «Холидей Классик» в Новосибирске и четырех в Барнауле.

В следующем году мы планируем довести количество дискаунтеров до 50 и продолжим развитие в Омске и Кузбассе. Будем достаточно много работать над инфраструктурой и логистикой, чтобы повышать эффективность. Мы ожидаем, что в ближайшие годы увеличивать доходность за счет повышения цен не получится. Скорее всего, будет жесткая ценовая конкуренция, нам придется снижать свою маржу и сокращать издержки, чтобы оставаться на плаву.

Елена Сафронова

Фото Веры Сальницкой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления