В середине сентября новосибирская «МЕГА» начала принимать от горожан старые ненужные вещи — ранее подобный пункт открылся в магазине шведской марки H&M в «Галерее Новосибирск». Тем, кто избавится от надоевших тряпок, сулят скидки и бонусы в обоих магазинах. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ протестировали оба пункта приема, узнали, куда пойдут вещи и какую выгоду от этого получают компании помимо экологической пользы.
С 15 сентября по 15 октября около сцены в принадлежащем сети ИКЕА торговом центре «МЕГА» в рамках проекта «Меняйся!» работает специальный пункт приема ненужных вещей — новосибирская акция стартовала одновременно с другими городами России. Стойка оказалась довольно популярной — в первые часы работы пункта гости принесли более 20 пакетов с одеждой, отмечает руководитель отдела маркетинга «МЕГА Новосибирск» Валентина Воронцова.
Пункт принимает чистые вещи любого размера и в любом количестве, заверили в отделе маркетинга, однако на сайте дополнительно сказано, что нельзя сдавать носки, обувь, нижнее белье, постельное белье и купальники.
Впрочем, никто не заглядывает в авоськи, предлагая посетителям самим переложить принесенную одежду в бумажные пакеты с логотипом торгового центра. Новосибирец, отдавший свои старые штаны, в свою очередь, получает от организаторов акции скидки в некоторые магазины и 200 баллов (т.е. руб.) на пластиковую расчетную карту Megacard (ее надо оформить отдельно с паспортом) — эти бонусы принимают 38 магазинов, включая магазин ИКЕА. Кроме того, сдавший старье новосибирец получит освежитель воздуха для шкафа (фрэшнер), а также возможность принять участие в проекте «Академия перемен» со столичным стилистом Владом Лисовцом и выиграть главный приз — 50 тыс. руб. на шопинг в «МЕГЕ» и персональные рекомендации по стилю от господина Лисовца, обещают организаторы.
Бонусы на карту и скидочные купоны человек сможет получить только один раз, но за дополнительно принесенные вещи ему будут давать по фрэшнеру.
В отделе маркетинга «МЕГА Новосибирск» затруднились сказать, где именно будет перерабатываться одежда — этими вопросами занимаются партнеры, благотворительные организации в Санкт-Петербурге, Москве и Самаре. «[Они] сортируют полученные вещи, а затем передают в нуждающиеся семьи и отправляют на переработку», — пояснили в компании.
На сайте проекта сказано, что одежда может «вновь превратиться в красивые вещи». Если проект будет востребованным, организаторы задумаются о том, чтобы регулярно проводить такие акции, отметила руководитель отдела маркетинга.
Почти одновременно, в сентябре, магазин одежды шведской марки Н&М представил 10 новых моделей джинсовой одежды для мужчин, женщин и детей, произведенных из переработанных тканей, собранных в специальных пунктах ненужных вещей. Одновременно сеть запустила общемировую рекламную кампанию со слоганом «В моде нет правил, кроме одного — перерабатывайте свою одежду».
«Переработка одной футболки экономит 2100 литров воды», — говорится в рекламном ролике с участием рок-звезды Игги Попа.
Пункт сбора одежды в Новосибирске Н&М запустили еще в день своего открытия, 30 апреля, в ТРЦ «Галерея Новосибирск». Как пояснила представитель H&M в России Екатерина Гришина, часть переработанных материалов идет на производство новых коллекций H&M conscious, в том числе коллекций переработанного денима — H&M Conscious Denim. Пункт предлагает сдать вещи любой марки и в любом состоянии, за исключением обуви, кожаных изделий и постельного белья. «Мы хотим уменьшить негативное воздействие модной индустрии на окружающую среду, сократив количество выброшенной на свалку одежды», — описали идеологию проекта в H&M. В компании скромно отметили, что не получат доходов от ненужных новосибирцам вещей — средства пойдут на пожертвования местным благотворительным организациям (за каждый 1 кг одежды — 1,28 руб.) и на инвестиции в инновационные проекты по переработке.
Сдать вещи можно в любом магазине сети (не более двух пакетов в день), а взамен получить 15%-ную скидку на каждую вещь из новой коллекции. Вещи из российских магазинов H&M направляются в сортировочную станцию в городе Вольфен немецкой компании I:CO. Там вещи разделяют на одежду для секонд-хэндов (больше половины всех вещей), вещи, которые переработают в тряпки для уборки, и те, что пойдут на текстильное волокно, которое применяют в автомобильной промышленности.
Корреспонденты НГС.НОВОСТИ, вооружившись пакетом с изношенными пиджаками, пришли в H&M под видом ответственных потребителей.
Вежливая девушка за кассой советует — лучше переложить каждую из двух вещей в отдельный пакет, поскольку так можно получить два купона на скидку. По ее словам, в день приносят вещи 2-3 человека.
Пакеты отправляются в большой ящик, а ответственному потребителю выдаются скидочный купон и благодарственный буклет. В «МЕГЕ» с готовностью выкладывают буклет с направлением к стойке оформления Megacard и ароматизатор для шкафа.
«Прибыль — единственное, что их волнует», — скептически отзывается о мотивах гигантов ритейла Инна Федотова, завкафедрой конструирования и дизайна одежды Института менеджмента и индустрии моды Московского госуниверситета технологий и управления им. Разумовского (МГУТУ). После распада Советского Союза люди, получившие возможность приобретать иностранные вещи, стали закупаться одеждой в больших количествах.
«В последние годы тенденция снизилась, потому что "уже некуда девать" все, что было накуплено — соответственно в магазинах снижается покупательская активность», — объясняет важность для сетей пунктов сбора вещей Федотова.
Имидж-стилист Деон Балаганский признает, что в акциях «МЕГИ» и H&M есть доля маркетинга. Однако такие акции приобщают россиян к уже давно ставшему актуальным в мире экостилю с его постулатом о том, что природные ресурсы не безграничны, добавляет он.
Мария Морсина
Фото Татьяны Кривенко (1, 3), Александра Ощепкова (2)
Видео youtube.com