В Новосибирске активизировалось местное движение «СтопХам», борющееся с нарушениями правил парковки. Молодые люди уже провели несколько рейдов: в районе станции метро «Студенческая», возле Центрального рынка, на площади Маркса. Развитие событий на Маркса, снятое на видео, выложено в YouTube: здесь классические агрессия водителей, ругань, попытки подраться и, конечно, наклеивание на стекла фирменных «стопхамовских» стикеров. Портал НГС.АВТО узнал, куда еще нагрянут борцы с неправильными парковками и как юристы оценивают такие показательные порки.
Спустя 4 месяца затишья новосибирские участники движения «СтопХам» начали проявлять активность и напомнили о себе серией рейдов по городу. Сами общественники говорят, что во время вынужденного перерыва им просто нечего было клеить на стекла водителей-нарушителей — фирменные круглые наклейки с крепкой клеевой основой печатают централизованно в европейской части страны.
«Долго не могли получить поддержку от Москвы наклейками, потому что Почта России задерживала пересылку. Материал, который необходим, — в Новосибирске его не печатают. Наклейка полностью на бумажной основе, плюс покрыта сверху тонкой пленкой. И когда ее клеишь, пока ее полностью не размочишь, она не уйдет со стекла, будет медленно отдираться», — говорит организатор проекта «СтопХам» в Новосибирске Григорий Григорьев.
Именно эта способность наклеек намертво цепляться к стеклу и невозможность сразу же их отодрать и становятся причиной весьма агрессивной реакции многих водителей. Общественники соглашаются, что нарушители правил парковки действительно больше обижаются на «цепкость» наклеек, а не на их содержание, в котором, в общем-то, нет прямых оскорблений — «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу». Во время последнего рейда на пл. Маркса (см. видео) «стопхамовцам» удалось «провести работу» с десятком водителей, паркующихся в запрещенном месте — на участках остановки автобусов и посадки-высадки пассажиров.
Некоторые водители после настойчивых просьб активистов хоть и с руганью, но уезжали прочь, некоторые спорили до последнего и пытались ввязаться в драку из-за наклеивания стикера. Григорий Григорьев заверяет, что активисты подчеркнуто корректны, не реагируют на оскорбления и до последнего дают возможность водителю уехать с места нарушения. Впрочем, у обывателей возникает вполне резонный, по их мнению, вопрос — а почему, собственно, «непонятно кто» требует переставить автомобиль. «Мы объясняем, что действуем как граждане Российской Федерации, основываясь на гражданской позиции и здравом смысле», — говорит Григорий.
Отношение к методам работы «СтопХама» сегодня в России неоднозначное. Цель — борьба с нарушениями ПДД — вроде как благая, однако иногда действия активистов переходят грань простых просьб.
«Они нарушают… Вмешательство в личную жизнь. Они клеят на личную собственность какие-либо наклейки. Принципиально не нанося вреда — но человек может потратить какие-то там деньги на удаление наклейки. Соответственно он может требовать возмещения, это гражданские взаимоотношения, все решает мировой суд. С другой стороны, я одобряю их действия, но только с точки зрения привлечения внимания к проблеме. Попросить имеют право», — рассуждает президент автоклуба «Автобратство» Илья Батемиров, отмечая, что следует только фиксировать правонарушения и отсылать материалы в ГИБДД.
Эксперты соглашаются, что о каком-либо значимом ущербе автомобилю здесь речи не идет, а прямых запретов на «наклеивание» в законе нет. «Определенные затраты нужны для того, чтобы это все убрать. Как минимум автомойка. Ни в гражданском, ни в административном праве прикосновение к автомобилю, наклеивание ничем не оговорено, это не порча чужого имущества», — говорит директор компании автотехнической экспертизы «НАТТЭ» Олег Дугушкин.
Григорий Григорьев вспоминает, что на него лично уже подавали заявление в полицию с попыткой взыскания некоего ущерба. «Сколько ни писали на нас заявлений и обращений, все заявления уходили в отказ. За порчу имущества просили привлечь. Я получал уведомление об отказе», — объясняет Григорий.
Тем не менее юристы видят потенциальную возможность привлечь активистов к административной ответственности — и как раз не за порчу, а за само поведение. «Хулиганство, я так считаю, должно быть расценено. Вообще, это и оскорбление — "хам", — и клевета. В любом случае их поведение отличается от нормы», — рассуждает председатель коллегии адвокатов «Бойко и партнеры» Татьяна Бойко. Например, состав ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» предусматривает «нарушение общественного порядка сопровождающееся оскорбительным приставанием к гражданам». И если водитель-нарушитель посчитает себя оскорбленным, он может затеять гражданский судебный процесс.
«Всё это до поры до времени, никто этим толком не занимался. Ну какой я "хам", даже если припарковался не там. Да, я административный нарушитель, но не "хам". Можно филологическую экспертизу попросить. Возможен такой прецедент. Если потерпевший кто-то захочет этим заняться», — резюмирует Татьяна Бойко.
Дмитрий Косенко
Видео youtube.com
Редакционный проект НГС.АВТО ищет героев для публикаций на автомобильную тематику:
– если вы свидетель или участник какого-либо автомобильного события или дорожной проблемы,
– стали свидетелем нарушения правил со стороны чиновников, полиции и запечатлели это на фото,
– обладаете необычным, уникальным авто, советским или иностранным раритетом,
– провели достойные тюнинг, изменения интерьера или экстерьера автомобиля,
– занимаетесь креативными автоуслугами,
– а также если вы девушка с автомобилем, которая может интересно рассказать о себе и машине для рубрики «Девушка месяца»,
пишите и присылайте фотографии нам на auto-news@office.ngs.ru.